Измерители угловой скорости
Общие сведения
Определение направления и величины угловой скорости вращения самолета относительно его осей необходимо для целей пилотирования.
В измерителях угловых скоростей применяются в качестве чувствительных элементов скоростные гироскопы.
Скоростной гироскоп (рис. 187) имеет только две степени свободы (относительно корпуса прибора). Причем свобода вращения рамки относительно ее оси ограничивается пружиной ГІР.
Пусть, например, самолет совершает разворот относительно оси У с угловой скоростью «с (без крена). Тогда к оси X рамы гироскопа через подшипники будет приложена пара сил Fon, создающая момент ЛГВ„ внешних сил относительно оси У. Под действием момента Л1вн будет прецессировать ось ротора Z с угловой скоростью
Лівії
т* = ~ТГ"
Момент М„„ будет уравновешен гироскопическим моментом Л1Гу, когда рама гироскопа отклонится от нейтрального положения на некоторый угол ос. За счет этого пружина деформируется и создает момент Мпр относительно оси х:
|
|
|
|
Момент Мпр вызовет угловую скорость 10у прецессии гироскопа относительно оси У в сторону разворота самолета:
(2.30)
Момент МПр пружины уравновешивается гироскопическим моментом Мгх.
В результате появления угловой скорости (Оу прецессии гироскопа уменьшается момент Мв„, а угол а будет увеличиваться до тех пор, пока не выполнится равенство
Шу = 0)с.
Тогда давление подшипников на оси рамы исчезнет и прекратится дальнейшее нарастание угла а. В этом случае
Из (2.29) и (2.30) угол а будет равен:
а = jT— • Шу = М— • шс, (2.31)
Щф Л пр
т. е. угол поворота оси рамы гироскопа относительно оси х пропорционален угловой скорости Шс разворота самолета.
В общем случае этот угол равен:
//сое cos 7
Лпр — //-coc-sin-r
і де у — угол крена.
Из формулы (2.32) видно, что при одной и тон же угловой скорости, но различных углах крена будут разные углы а отклонения оси рамы гироскопа. Для уменьшения этой погрешности на летательном аппарате гироскоп устанавливают так, чтобы знаки углов а и у были противоположны.
Демпфер Д (рнс. 188) — пневматический. Он служит для гашения колебаний стрелки указателя поворота. Если на оси рамы гироскопа закрепить стрелку, то можно получить прибор, указывающий угловую скорость разворота, т. е. указатель поворота. Если же вместо стрелки закрепить щетку потенциометра, то получим потенциометрический преобразователь угловой скорости. Последний выдает сигналы в различные автоматические системы управления.
В связи с зависимостью угла а отклонения оси рамы гироскопа от угла у крена указатели поворота часто не имеют градуированной шкалы и используются только как индикаторы наличия и знака угловой скорости разворота.
При правильном вираже
где V — скорость полета; g — ускорение силы тяжести.
Отсюда, при l/=const, угол у крена и угловая скорость пропорциональны. Поэтому для определенной скорости V шкала указателя может градуироваться в значениях углов крена. Например, для указателя ЭУП-53 эта скорость V=500 км/ч.