ГИДРОСИСТЕМЫ ВЕРТОЛЕТОВ Гидросистема с насосами постоянной производительности
На рис. 4. 12 показана принципиальная схема гидросистемы вертолета Ми-6, имеющая полное дублирование всех трубопроводов и всех гидроагрегатов, включая и гидроусилители.
На вертолетах среднего класса применяется такой же принцип дублирования гидросистем, но при этом гидроусилители дублируются только по питанию рабочей жидкостью.
В основной и дублирующей системах установлены шестеренчатые насосы постоянной производительности, работающие с автоматами разгрузки типа ГА77 и поршневыми гидроаккумуляторами. Рабочее давление в системах равно 120—155 кГ/см2, суммарная производительность насосов каждой системы 80 л/мин.
Агрегаты 35 автоматического переключения гидросистем обеспечивают при исправной основной системе работу насоса дублирующей системы на слив без нагрузки и тем самым поддерживают наиболее благоприятный режим работы как нацоса, так и всех агрегатов и трубопроводов дублирующей системы. Дублирующая система включается в работу только в случае отказа основной. Переход с одной системы на другую происходит практически мгновенно и не ощущается летчиком.
Кроме основной и дублирующей гидросистем питания гидроусилителей, на вертолете имеется третья — вспомогательная система, обслуживающая ряд потребителей, не связанных с системой управления. Насос этой системы, в случае отказа основной системы, автоматически через золотник переключения 36 переводится на питание дублирующей системы параллельно с имеющимся там насосом. Таким образом, один насос дублирующей системы при наличии давления в основной работает через автомат переключения 35 на слив, а второй насос обслуживает агрегаты вспомогательной системы. Наличие двух насосов в каждой системе вместо одного, более мощного, также повышает живучесть управления. Все насосы гидросистем установлены на приводах главного редуктора несущего винта.
Два гидробака объемом 40 л каждый служат для питания насосов основной гидросистемы, дублирующей и вспомогательной систем. Штуцер для забора жидкости насосом вспомогательной системы расположен в баке 4 несколько выше остальных заборных штуцеров, чем достигается сохранение в баке достаточного для питания дублирующей системы количества жидкости при каком-либо повреждении вспомогательной системы и вытекании из нее рабочей жидкости.
Полости гидробаков по верхнему уровню заливаемой жидкости соединены между собой трубкой, через которую происходит выравнивание уровней в случае внутренних перетечек жидкости из одной системы в другую.
Для опробования системы управления вертолетом на земле при неработающих двигателях в основной гидросистеме установлен дополнительный гидронасос с электроприводом производительностью около 3 л/мин. Второй такой же насос находится во вспомогательной системе и обеспечивает приведение в действие всех потребителей вспомогательной системы при отсутствии наземных источников питания. Кроме того, электронасос вспомогательной системы обеспечивает в полете работу стеклоочистителей, ручки «шаг—газ» и регулировку сидений летчиков при отказе основной гидросистемы, так как при этом основной насос вспомогательной системы переключается на дублирующую гидросистему.
Все готовые агрегаты гидросистемы, кроме насосов и гидроусилителей, смонтированы в гидроблок ГБ-1. Это позволило резко сократить длины трубопроводов и улучшить подходы к агрегатам при эксплуатации. Гидроблок собирается отдельно, проверяется на стенде и достаточно быстро устанавливается на вертолете.