ГИДРОСИСТЕМЫ ВЕРТОЛЕТОВ Гидросистема с насосами постоянной производительности

На рис. 4. 12 показана принципиальная схема гидросистемы верто­лета Ми-6, имеющая полное дублирование всех трубопроводов и всех гидроагрегатов, включая и гидроусилители.

На вертолетах среднего класса применяется такой же принцип дуб­лирования гидросистем, но при этом гидроусилители дублируются только по питанию рабочей жидкостью.

В основной и дублирующей системах установлены шестеренчатые насосы постоянной производительности, работающие с автоматами раз­грузки типа ГА77 и поршневыми гидроаккумуляторами. Рабочее давле­ние в системах равно 120—155 кГ/см2, суммарная производительность насосов каждой системы 80 л/мин.

Агрегаты 35 автоматического переключения гидросистем обеспечи­вают при исправной основной системе работу насоса дублирующей си­стемы на слив без нагрузки и тем самым поддерживают наиболее благо­приятный режим работы как нацоса, так и всех агрегатов и трубопрово­дов дублирующей системы. Дублирующая система включается в работу только в случае отказа основной. Переход с одной системы на другую происходит практически мгновенно и не ощущается летчиком.

Кроме основной и дублирующей гидросистем питания гидроусилите­лей, на вертолете имеется третья — вспомогательная система, обслужи­вающая ряд потребителей, не связанных с системой управления. Насос этой системы, в случае отказа основной системы, автоматически через золотник переключения 36 переводится на питание дублирующей си­стемы параллельно с имеющимся там насосом. Таким образом, один на­сос дублирующей системы при наличии давления в основной работает через автомат переключения 35 на слив, а второй насос обслуживает агрегаты вспомогательной системы. Наличие двух насосов в каждой си­стеме вместо одного, более мощного, также повышает живучесть управ­ления. Все насосы гидросистем установлены на приводах главного ре­дуктора несущего винта.

Два гидробака объемом 40 л каждый служат для питания насосов основной гидросистемы, дублирующей и вспомогательной систем. Шту­цер для забора жидкости насосом вспомогательной системы расположен в баке 4 несколько выше остальных заборных штуцеров, чем достигается сохранение в баке достаточного для питания дублирующей системы количества жидкости при каком-либо повреждении вспомогательной си­стемы и вытекании из нее рабочей жидкости.

Полости гидробаков по верхнему уровню заливаемой жидкости со­единены между собой трубкой, через которую происходит выравнивание уровней в случае внутренних перетечек жидкости из одной системы в другую.

Для опробования системы управления вертолетом на земле при не­работающих двигателях в основной гидросистеме установлен дополни­тельный гидронасос с электроприводом производительностью около 3 л/мин. Второй такой же насос находится во вспомогательной системе и обеспечивает приведение в действие всех потребителей вспомогатель­ной системы при отсутствии наземных источников питания. Кроме того, электронасос вспомогательной системы обеспечивает в полете работу стеклоочистителей, ручки «шаг—газ» и регулировку сидений летчиков при отказе основной гидросистемы, так как при этом основной насос вспомогательной системы переключается на дублирующую гидросистему.

Все готовые агрегаты гидросистемы, кроме насосов и гидроусили­телей, смонтированы в гидроблок ГБ-1. Это позволило резко сократить длины трубопроводов и улучшить подходы к агрегатам при эксплуата­ции. Гидроблок собирается отдельно, проверяется на стенде и доста­точно быстро устанавливается на вертолете.