ПЛАНЕРЫ-САМОЛЕТЫ

Стрелы и птички в своем планировании могут совер* шать только прямолинейные полеты, так как в них трудно регулировать направление и высоту.

Поэтому больший интерес представляют такие пла­неры, которые вооружены всеми рулями, как настоящие аэропланы. Подобно последним, они могут описать н воздухе любые кривые траэктории и всевозможные фи­гуры, даже из области высшего пилотажа.

„Но это должно быть очень сложно и мудрено?", по­думает неискушенный авио-любитель.

Представьте, нет… Вооружившись попрежнему лишь бумагой и ножницами, каждый может без труда сделать планерчик и проследить на нем почти все маневры са­молетов, отдав этому занятию всего около часа времени.

Самый планерчик вы изготовите даже не более чем в 15 минут. Возьмите четвертушку писчей бумаги средней плотности и, вырезав из нее ровный квадрат со стороно! в 13 — 14 см, загните одну из его сторон на ширину около 1 см последовательно от 3 до 5 раз: это будет утолщешш

image98

Рис. 87. Как делается планер-самолет. Объяснение дано в тексте; вс размеры указаны в мм (чертеж здесь в натуральную величину).

передняя кромка крыла самолета. Затем перегните вес лист через эту кромку пополам, оставив навернутые ело снаружи. И в полученном прямоугольнике, размерами, прї мерно, 65 X 100 мм, вычертите контур всего планера таї как он изображен жирной линией на рис. 87. Аккуратно вь резав по этому контуру ножницами, вы • получите полнуї заготовку планера. Остается ровно перегнуть обе поле винки в разные стороны по линии ND, и вы получи1;

ва крыла (KD), лапчатый хвост с рулями высоты (раз — ельная линия MN), еще сзади руль поворота (ACM) и вставляющий с ним одну поверхность по всей продоль — ий оси нижний киль ANDB.

Чтобы части не раскладывались, надо скрепить кусоч — зм воска или сургуча головную часть сложенного киля ежду точками В и Д, а хвостовую часть киля, у точки, слегка склеить клеем.

Теперь планер готов. Приступим к его регулировке.

Выпуская с высоты груди, с слабым подталкиванием, ідо проследить все поведение самолетика. Если он па — зет носом вниз, то это значит, что в нем перевешивает їловная часть; для устранения надо уменьшить число слоев рмаги в передней утолщенной кромке крыла (т. е. надо эомку развернуть и отрезать с концаї—IV2—2складки). ели же, наоборот, самолет падает плашмя, или коле — зясь, как сухой лист, или выписывает зигзаги, скользя зпеременно вперед и назад, — то это значит, что пере­живает его хвост; для устранения надо больше загру — 1ТЬ голову кусочками воска, сургуча или булавкой, іичкой, вставляемыми в складку киля спереди. Если, конец, планер кренится на одно крыло или вообще юявляет неустойчивость в поперечном направлении,— ідо проверить симметричность обеих половин и правиль — >е положение всех рулей. Для лучшей боковой устой — шости крыльям полезно давать так называемое поле­зное V (это такое положение крыльев, когда оба они! составляют одной плоскости, а образуют между ‘бой двугранный угол, с уклонением концов крыльев іерх).

Регулируя так несколько раз, вы добьетесь, что само — ;ТИК, выпущенный с высоты головы, будет планировать ‘вершенно плавно, не задирая и не пикируя.

Подпись: 17712 Занимательная авиация

Перед регулировкой все рули должны оставаться ш тронутыми, и надо наблюдать, чтобы они не отгибалис бы ни в какую сторону. Только с окончанием регулировю приступая к фигурному летанию, можно отогнуть рул высоты и поворота — по линии MN (с обеих сторон), боковые крылышки устойчивости (эльроны) — по лини KL. Но во всех случаях, когда о рулях не говорите ничего, они должны стоять нейтрально, т. е. быть то’ ным продолжением смежных с ними поверхностей.

image99Пользуясь рулям легче всего заставні планер делать сш р а л ь, т. е. спускаті ся кругами. Для это: отгибают поворотнь руль влево (или впр: во) и перекашивай эльроны: левый (пр вый)—вниз и правь (левый) — вверх. Bt Рис. 88. Бумажный планер в готовом виде. пущенный В таком В1

де, самолетик пойд по левой (правой) спирали, крутизна которой буд зависеть от степени отклонения рулей.

От спирали легко перейти к штопору, для чеі надо, оставив перекос эльронов, отвести руль поворотнь в обратную сторону, т. е. к опущенному эльрону. Вып щенный с высоты нескольких метров, самолет будет п кировать почти вертикально, вертясь вокруг своей пр дольной оси.

А хотите посмотреть переворот через крьш Оставьте руль поворотный и эльроны в том же поло* нии, как для спирали, а рули высоты отогните слег

верх. Если вы бросите планерчик в таком виде, он взмоет іверх, перевернется через одно крыло и спланирует по пирали. Хотите мертвую петлю? Отогните лишь ідни рули высоты покруче вверх и загрузите головную асть лишними булавками (1—2—3); с силой брошенный верх, ваш планер задерет нос, перекинется на спину и амкнет правильную петлю.

Не поленитесь терпеливо заняться с таким планерчи — ом хоть с полчаса, проделав все описанные маневры, вы получите хорошую школу для опытов с ручным амолетом с резино-мотором. Повторяем только, что для спешного выполнения фигур, модель должна быть хорошо грегулирована во всех отношениях и не должна быть шята.

А если вы пожелаете строить еще бумажные планеры олыиих размеров, то имейте в виду следующее:

1) С увеличением размаха крыльев до 20 — 30 см, їдо пользоваться не писчей, а более плотной альбомной рмагой, напр., синей, употребляемой на обложки тетрадей. В разных креплениях в передней кромке крыла хорошо :леивать полоски плотного картона (напр., глянцовитый — іглийский) и даже тонкие деревянные планочки. 3) Кор — ‘с (фюзеляж) должен делаться уже коробчатым, прямо — ольного (квадратного) или треугольного сечения в по — речнике. 4) Для жесткости таких конструкций полезно язывать отдельные части их нитями.