ВРАЩАЮЩАЯСЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА

Подпись: Фиг. 15.5. Съемка сбоку вра-щающейся измерительной фо-токамерой (взлет по прямой). Вращающуюся фотокамеру! можно непрерывно поворачи­вать вокруг вертикальной оси, причем угол поворота также ре­гистрируется на пленке. Оператор непрерывно поворачивает фотокаме­ру так, чтобы самолет все время на­ходился на оптической оси камеры. При таком способе фотосъемки ка­меру можно устанавливать в любом месте. Обычно ее располагают сбо­ку от линии старта (фиг. 15.5) при­мерно на траверсе предполагаемой точки отрыва или приземления.

Предположим сначала для про­стоты, что проекция траектории са­молета на горизонтальную плоскость прямолинейна и заранее известна, причем оператор ведет камеру так, что ее оптическая ось направлена точно на самолет; тогда из фиг. 15. 5 легко видеть, что s = a tg ‘?; высоту над землей можем опять подсчитать по той же формуле,

1 Первая конструкция вращающейся камеры была осуществлена Г. И. Поярковым.

что и раньше, зная расстояние Следовательно, опять-

cos?

получим те же данные, что и при неподвижной фотокамере. Дальнейший метод обработки тот же, что и в § 2.

Подпись: измерительной фотокамерой (криволинейный взлет).

Практически, горизонтальная проекция траектории самолета никогда не бывает известна заранее, а также не бывает прямо­линейна; кроме того, не удается направлять оптическую ось строго на самолет; поэтому приходится применять другой

Подпись: г —

Подпись: /

метод обработки (фиг. 15.6). Во-первых, приходится в угол по­ворота фотокамеры ср вводить поправку A?=arctg — ,где

смещение изображения самолета относительно вертикальной ли­нии, проходящей через центр кадра. Далее, обозначим неизве­стный угол поворота плоскости симметрии самолета относительна плоскости камеры буквой 0, а характерный продольный размер — самолета (например, его длину) буквой L. Из подобия треуголь­ников следует, что

г ros А го L cos В

Подпись: I/

На том же снимке можно обычно измерить другой характер­ный размер самолета D (например, размах крыльев, ширину колеи и т. п.), перпендикулярный к первому; пусть длина его изображения на снимке будет d. Тогда из такого же подобия можно написать

г cos Лер __ D sin В

7~~~~ d ‘

ВРАЩАЮЩАЯСЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА

Фиг. 15. 7. Образец кадра, снятого камерой ИФК-

Подпись: tg0 =
Подпись: Ld_ Dl Подпись: (15.2)

Из обоих уравнений легко определить неизвестный угол

Зная угол 0, теперь легко определить расстояние г по любой из двух формул (поправка Л9 очень мала и можно считать cos д 9 = 1):

Подпись: (15.3)fL cos 0 __ fD sin 0

/ ~ d.

Зная радиус-вектор г и угол поворота 9 (с поправкой А9), легко построить на чертеже горизонтальную проекцию траекто­рии с отметкой времени. Измеряя дугу по чертежу, легко дальше произвести всю обработку, как и ранее. Ордината у определяет­ся прежним способом, так как известно удаление самолета г от фотокамеры.

На фиг. 15.7 показан образец кадра, полученного при по­мощи измерительной фотокамеры такого типа. Внизу на кадре видны секундомер и отсчет угла поворота камеры.

Некоторое видоизменение камер этого типа представляет английская камера с неподвижной фотопленкой, у которой вра­щается только объектив. При этом неподвижная фотопленка располагается по цилиндрической поверхности, ось которой про­ходит через центр вращения объектива.

Метод вращающейся камеры со съемкой сбоку применяется и в настоящее время. Однако он имеет ряд неудобств: необходи­мость вести камеру и ловить самолет на оптическую ось требует высокой квалификации оператора; масштаб для ординаты у опять получается переменным. Поэтому в настоящее время при­меняются преимущественно неподвижные фотокамеры со съем­кой сбоку.

§ 4. НЕПОДВИЖНАЯ ИФК С ШИРОКОУГОЛЬНЫМ ОБЪЕКТИВОМ

Камеры этого типа устанавливаются также сбоку взлетной траектории, но имеют широкоугольный объектив с таким углом охвата, что на пленку проектируется вся взлетная дистанция. Образцом такой камеры может служить камера конструкции Долинского. В ней размеры кадра ограничены экранирующим колпаком, который вращается вокруг вертикальной оси, прохо­дящей через центр объектива. При съемке оператор ориентирует ось колпака по самолету при помощи визира. Затвор работает автоматически через определенный интервал времени. На не­подвижной фотопленке получается серия кадров, фиксирующих положение самолета.

Подпись: Фиг. 15.8. Съемка сбоку фотока- мерой с широкоугольным объек- тивом. Если самолет взлетает строго по прямой, а ось камеры уста­новлена перпендикулярно к линии взлета (фиг. 15.8), то из

Подпись: s; -4 Подпись:ВРАЩАЮЩАЯСЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРАподобия треугольников легко найти

Подпись: Г's=xb. y = hb-‘ f f

В этом случае, как видно из формул, масштаб съемки не ме­няется, что упрощает обработку и увеличивает точность.

[20] [21] [22] [23]-1 т І-[24]

Подпись: гПодпись: тЕсли самолет при взлете от­клоняется от предполагаемой пря­мой (а это всегда можно прове­