Инерциальные навигационные координаторы

Принцип действия инерциального навигационного координато­ра состоит в следующем (рис. 218). Линейный акселерометр, пред­ставляющий собой массивный грузик т, удерживаемый двумя пружинами в направляющих корпуса, ориентирован по оси X са­молета. Если самолет получает ускорение X, то грузик т смещает-

т

Инерциальные навигационные координаторы

Рис. 218. Принцип действия инерциального навигационного ко­ординатора:

— интегрирующие устройства

ся и сдвигает щетку потенциометра с электрической нейтрали. В результате на входе усилителя У появляется напряжение U=KX. После усиления и двойного интегрирования этого напря­жения в интегрирующих устройствах получается значение X пройденного пути за это время полета.

При использовании трех акселерометров, каждый из которых ориентирован по одной из трех осей пространственных координат, можно измерять вектор путевой скорости и координаты объекта от­носительно неподвижной (инерциальной) системы координат (на­пример, относительно «неподвижных» звезд). Подобные координа­торы (с тремя акселерометрами) используются на космических летательных аппаратах.

Для определения координат самолета относительно поверхности Земли необходимо иметь два акселерометра, измеряющих ускоре­ния по двум взаимно перпендикулярным осям, расположенным в горизонтальной плоскости. Площадка, на которой установлены ак­селерометры, также должна быть строго стабилизирована в этой плоскости. Нарушение этого условия вызовет погрешность измере­ний ускорения самолета (например, отклонение площадки от плос­кости горизонта на 1′ вызовет погрешность в определении пути за один час полета, равную 1 900 м).

В зависимости от способа стабилизации платформы с акселеро­метрами различают гироинерциальные, астроинерциальные и ги- роастроинерциальные системы (или навигационные координа­торы).