Г Мм На Щ’ М ^
( Кинематические уравнения связщвают между собой кинематические и геометрические характеристики поступательного движения центра масс самолета и вращения его относительно центра масс, Сэ также угловые скорости подвижных систем координат с параметрами движения самолета?}
Кинематическое —————
(1.18)
где г, — радиус-вектор и вектор скорости центра масс самолета относительно рассматриваемой системы отсчета.
Для получения скалярных кинематических уравнений движения центра масс найдем проекции вектора скорости центра масс самолета на оси координат, относительно которых рассматривается дви — ( жение самолета.
При изучении движения самолетов, совершающих полет вблизи * поверхности Земли со скоростями, малыми по сравнению с космическими, можно пренебречь кривизной поверхности Земли. При этом оси нормальной системы координат OXgYgZg будут параллельны
осям стартовой системы координат OXcYcZc. Проектируя вектор
скорости Ук на нормальные оси координаті и используя таблицу направляющих косинусов,([получим кинематические уравнения движения центра масс самолета
§ = yKcos0cos¥; ^ = ^’== sin 0;
^ = —VuCosOslnY,’ (1.19)
где хс, ус, гс — координаты самолета в стартовых осях; Я — высота полета.
При изучении движения со скоростями полета, сравнимыми с первой космической, удобно использовать земную сферическую (географическую) систему координат Я, ф, г.
Для определения проекций вектора скорости в нормальной системе координат можно использовать кинематические соотношения, связывающие их с изме-
—►
пением географических координат и радиуса г.
V^-r% H-y-rcoscp-^, (1.20)
где Vxg, Vyg и Vzg — проекции вектора скорости центра масс самолета VK на нормальные оси.
Учитывая формулы (1.20) и определяя проекции вектора скорости иа нормальные оси по формулам (1.19), получим кинематические уравнения движения центра масс самолета в следующем виде
dq> VK cos 6 cos dH.. . . dX
~dt ^ Vk Sln 6’ =
где R3 H ~ r, R3 — радиус Земли; H — высота полета.
Кинематические уравнения, описывающие вращение самолета
относительно нормальной системы координат, устанавливают связь
между производными углов ф, О, у по времени и проекциями на
, —►
связанные оси вектора угловой скорости со самолета относительно нормальных осей.
Поскольку при вращении самолета изменяются углы ф, ft и у, определяющие положение самолета относительно нормальных осей,
вектор угловой скорости самолета со относительно этих осей равен геометрической сумме угловых скоростей элементарных поворотов:
со’= ф -)- 0 — у. (1.22)
Это уравнение является кинематическим уравнением вращательного движения самолета в векторной форме. Проектируя векторы
—>■ ч— —►
ф, Ъ, у на направление связанных осей OX, OY и OZ (см. рис. 1.5), получим
0)Л. = ф sin О + у; ту — ф cos 0 cos у 0 sin у, сог — — ф COS 0 Sill у — f- 0 COS У-
Решая эти уравнения относительно,6ф, у, запишем искомые кинематические уравнения:
ф = sec ‘& (cOj! cos у — (o2 sin у); ft = соy sin у + ^ cos y;
у = aeK — tg ‘0- (co^ cosy — cousin y). (1-24)
Кинематические уравнения, описывающие вращение траекторией и скоростной систем координат относительно нормальной могут быть легко получены по аналогии с соотношениями (1.23), поскольку углы ф, ft, у и фи, ft„, у„ введены одинаково, а при отсутствии ветра ф„ == ¥, fta = 0. •
Обозначая через ыха, со;/„, со2а проекции на’ скоростные оси
—►
вектора со„ угловой скорости скоростной системы координат относительно нормальной и заменяя в (1.23) углы ф, ft, у на фа, fta, Yu, получим аналогичные соотношения для скоростной системы
Ыха = Фа Sill fta + У а, “до = Фа COS fta COS уа — ftu Sin уа;
“га = — "Фа COS fta Siny„ — f ftu COS y0. (1.25)
Положение траекторной системы координат относительно нормальных осей определяется только двумя углами f и 0. Обозначая
_>
через со*,,, содо, coZK проекции на траекторные оси вектора со„ угловой скорости вращения траекторной системы координат относительно нормальной, можно записать кинематические соотношения для траекторной системы
“кк = ^ sin 6; содо = Ф — cos-0; со2„ — 0. (1-26)
Напомним, что в (1.25) и (1.26) при отсутствии ветра ¥ ==фи,
fta (== 0.