ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ПОЛЕТА
Рассматривая область достижимых для данного самолета высот и скоростей полета, заметим, что для скоростных самолетов максимально возможный уровень энергетической высоты Яэ, пах значительно превышает теоретический потолок Ят.
На установившихся режимах достижение высот, больших Ят, как уже говорилось, невозможно. Однако если набор высоты сопро-. вождается потерей скорости (V’ < 0 при Я > 6), то возможен выход на высоты, где ДNp < 0, хотя_общий уровень удельной энергии при этом падает, так как Я8 = AN. Такие режимы наиболее характерны для скоростных самолетов при значительном запасе скорости.
Режимы полета на высотах Я > Ят называются динамическими, а максимальную высоту, которую может достигнуть самолет на динамических режимах, сохраняя управляемость, называют динамическим потолком Яд. „
На высотах Ят < Я < Яд горизонтальный полет возможен лишь при быстрой потере скорости, а маневренные возможности самолета ограничены. Однако, при достаточном запасе скорости возможно выполнение определенных полетных задач.
В первом приближении высоту динамического потолка можно определить как точку Ь пересечения кривых Я8 щ*х = const и V = Уэв (рис. 4.3).
Уровень Явтах определяется для точки касания линии с наибольшим
Рис. 4.3. Область динамических высот полета Д:
/ — область установившихся режимов; 2 —■ линия максимальной энергии Иэ = Нэ щах#
;i — граница минимальных скоростей V —
^ эв
Яэ и границы области установившихся режимов, (точка а на рис. 4.3), где скорость достигает 1/таТх (Я). Точка b соответствует высоте Нь И скорости Vb, которых мог бы достичь самолет без потерь энергии. Фактически при наборе высоты часть энергии теряется, и действительный динамический потолок будет меньше Нь (т. Ь’). Потери энергии нетрудно рассчитать по (4.13), если задать программу 0 (Я) или V (Я) в области 1 рис. 4.3.
Дополнительная литература
[81, с. 73—75; [131, с. 68—72, 143—151; [71, с. 332—342. ^
Контрольные вопросы
1. Можно ли считать движение квазипрямолинейным, если при наборе высоты со скоростью 200 м/с за 20 с угол наклона траектории изменился с 0,4 до 0,3 рад?
2. Чему равна нормальная скоростная перегрузка для вопроса 1?
3. При наборе высоты самолет разогнался от V0 = 200 м/с на Н0 — 4000 м до VK = 220 м/с на Нк = 6000 м. Оценить (по средним значениям скорости и V) угол наклона траектории© и фактическую вертикальную скорость, если пха =0,5?
4. Чему равна энергетическая высота при полете на II —— 15 000 м при скорости 500 м/с?
5. Найти время разгона самолета от М = 0,8 до М = 1,6 на высоте 11 км (а = 295 м/с) прн среднем значении пха х = 0,3?
6. Чему равна дальность. ^установившегося планирования с = 4000 м н V0 = 240 м/с до Нк = 1000 м н VK = 180 м/с прн среднем значении аэродинамического качества Кпл = 8?
7. Почему иа Н > #т нельзя обеспечить полет с увеличением энергии (т. е. сЯ8>0)?