НЕУСТАНОВИВШЕЕСЯ СНИЖЕНИЕ САМОЛЕТА
Выведенные в § 4.1 уравнения справедливы не только для режимов полета с увеличением уровня энергии самолета, но и для режимов снижения и торможения, когда общий уровень энергии уменьшается.
Режиму полета с Яэ < 0 соответствует, как видно из (4.13.), дефицит тяги или мощности двигателей АР < 0, AN < 0, пха < 0.
Такой режим реализуется обычно при дросселировании двигателя (Р < Рр) или при неработающем двигателе (Р = 0).
V — dv sine dH р ~ V sin 0* |
Выразим V’ для режима неустановившегося снижения из (4.8):
где согласно (3.20) sin 0* < 0 при nxa < 0.
Из (4.19) видно, что если на траектории снижения выдерживать угол наклона 0 меньшим по абсолютной величине, чем 0* в установившемся снижении, то производная V’ = dV/dH будет положитель
ной, а этому при Н < О соответствует V < 0. Следовательно, когда 0 <0 и | 0 | < | 0[12] |, снижение происходит с торможением.
При | 0 | > | 0* | производная V’ отрицательна и снижение происходит с разгоном.
Из (4.19) получаем
sin 0 — т= sin 0*• и. ^ (4.20)
Это соотношение связывает выбор угла наклона траектории при снижении с заданным законом — изменения скорости по высоте. Из него следует, что если самолет в начале снижения обладает достаточным запасом скорости (по сравнению с ее минимально допустимым или заданным конечным значением), то вследствие потери скорости при V < 0 можно существенно уменьшить крутизну траектории по сравнению с режимом установившегося снижения. Наоборот, при V > 0 (снижение с разгоном’) можно увеличить крутизну траектории, что важно при экстренном снижении самолета.
Рассмотрим неустановившееся снижение самолета при нулевой тяге двигателя Р = 0 (планирование) *. В этом случае уравнения
где К„п — аэродинамическое качество самолета при планировании.
Из (4.24) найдем угол наклона траектории при неустановившемся планировании:
tg едл = — Кпп уу,/8 +т = “ ’ (4-25>
С другой стороны, tg 0„л = dH/dL, и, следовательно, пройденная самолетом дальность L при неустановившемся планировании будет равна
<426)
н. н„
Учитывая, что dH = к dHB, можно записать
7-пл= j КплЩ,
"э. к
Если планирование происходит с энергетической высоты Яэ0 до /7;,. н при постоянном значении аэродинамического качества, то
7-пл = 7СПл (Я;,0 Я,. к). (4.28)
Следует, однако, учесть, что режим планирования с торможением сложен с точки зрения пилотирования, требует выдерживания вдоль траектории переменных значений суа пл, а значит непрерывного контроля со стороны летчика или автоматических устройств.