НЕУСТАНОВИВШЕЕСЯ СНИЖЕНИЕ САМОЛЕТА

Выведенные в § 4.1 уравнения справедливы не только для режимов полета с увеличением уровня энергии самолета, но и для режимов снижения и торможения, когда общий уровень энергии уменьшается.

Режиму полета с Яэ < 0 соответствует, как видно из (4.13.), дефицит тяги или мощности двигателей АР < 0, AN < 0, пха < 0.

Такой режим реализуется обычно при дросселировании двига­теля (Р < Рр) или при неработающем двигателе (Р = 0).

V — dv sine

dH р ~ V sin 0*

Подпись: (4.19)
image54

Выразим V’ для режима неустановившегося снижения из (4.8):

где согласно (3.20) sin 0* < 0 при nxa < 0.

Из (4.19) видно, что если на траектории снижения выдерживать угол наклона 0 меньшим по абсолютной величине, чем 0* в устано­вившемся снижении, то производная V’ = dV/dH будет положитель­
ной, а этому при Н < О соответствует V < 0. Следовательно, когда 0 <0 и | 0 | < | 0[12] |, снижение происходит с торможением.

При | 0 | > | 0* | производная V’ отрицательна и снижение проис­ходит с разгоном.

Из (4.19) получаем

sin 0 — т= sin 0*• и. ^ (4.20)

Это соотношение связывает выбор угла наклона траектории при снижении с заданным законом — изменения скорости по высоте. Из него следует, что если самолет в начале снижения обладает достаточ­ным запасом скорости (по сравнению с ее минимально допустимым или заданным конечным значением), то вследствие потери скорости при V < 0 можно существенно уменьшить крутизну траектории по сравнению с режимом установившегося снижения. Наоборот, при V > 0 (снижение с разгоном’) можно увеличить крутизну траектории, что важно при экстренном снижении самолета.

Подпись: движения (4.1) ... (4.4) будут иметь вид: ^ = <4-21> ya = mg sin 01ІЛ; (4.22) # = V sin впл =V„ „л. (4.23) Представляя производную скорости по времени V как V = V'H и используя (4.21) ... (4.23), находим W sin епп = g (-^щ- + sin Єпл), (4.24) Рассмотрим неустановившееся снижение самолета при нулевой тяге двигателя Р = 0 (планирование) *. В этом случае уравнения

где К„п — аэродинамическое качество самолета при планировании.

Из (4.24) найдем угол наклона траектории при неустановившемся планировании:

tg едл = — Кпп уу,/8 +т = “ ’ (4-25>

С другой стороны, tg 0„л = dH/dL, и, следовательно, пройденная самолетом дальность L при неустановившемся планировании будет равна

<426)

н. н„

Учитывая, что dH = к dHB, можно записать

Подпись: (4.27)7-пл= j КплЩ,

"э. к

Если планирование происходит с энергетической высоты Яэ0 до /7;,. н при постоянном значении аэродинамического качества, то

7-пл = 7СПл (Я;,0 Я,. к). (4.28)

Следует, однако, учесть, что режим планирования с торможением сложен с точки зрения пилотирования, требует выдерживания вдоль траектории переменных значений суа пл, а значит непрерывного кон­троля со стороны летчика или автоматических устройств.