МИНИМИЗАЦИЯ ПОЛНЫХ ЗАТРАТ ТОПЛИВА В ПОЛЕТЕ. ТЕХНИЧЕСКАЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ДАЛЬНОСТЬ. РАДИУС ДЕЙСТВИЯ

При проектировании самолета рассчитываются не затраты топлива в конкретном полете, а диапазон достижимых значений дальности при полной заправке самолета топливом. При определении такого диапазона программа полета оптимизируется. Если оптими­зация ведется по критерию минимальных затрат топлива (киломе­тровых для маршевого, «чистых» — для этапов с переменной энер­гией), то дальность полета при данной загрузке самолета и заправке его топливом будет максимальной.

Максимальная достижимая дальность полета самолета при пол­ной заправке топливом и полной выработке его расходуемого запаса к моменту приземления, рассчитанная для стандартных атмосферных условий, без ветра называется технической дальностью самолета.

Техническая дальность — характеристика условная, так как в реальном полете посадка с пустыми баками обычно недопустима по соображениям безопасности. Однако ее значение — важный пока­затель предельных возможностей самолета, входящий в его летно­технические характеристики (ЛТХ).

Более реальный показатель, также включаемый в ЛТХ самолета— практическая дальность, расчет которой ведется в предположении, что при полете без ветра и в стандартных условиях к моменту по­садки остается заданный аэронавигационный запас топлива (АНЗ). Для гражданских самолетов по НЛГС-2 АНЗ должен обеспечивать компенсацию возможных отклонений условий полета от расчетных и, если необходимо, достижение запасного аэродрома и ожидание в воздухе в зоне аэродрома назначения. При оценочных расчетах часто принимают-АНЗ равным 10 % от общего запаса топлива. При детальных расчетах необходимо более обоснованное назначение АНЗ. Зная километровые затраты топлива в полете по маршруту и часовой расход топлива на режиме ожидания, а также влияние ветра, темпе­ратуры и т. п. на расход топлива, можно рассчитать величину АНЗ для конкретного самолета.

Практическая дальность самолета — максимальная дальность, при которой для полета в стандартных условиях без ветра и при посадке на аэродроме назначения остается запас топлива, равный аэронавигационному.

В некоторых случаях на траектории из технических и эксплуа­тационных соображений выделяются этапы, для которых программа или режим полета заданы и не могут оптимизироваться (например, этап применения самолета).

Дальность полета, рассчитанная для таких траекторий, с учетом АНЗ называется тактической или эксплуатационной.

Расчет технической, практической и эксплуатационной даль­ности предполагает оптимизацию программы полета по критерию минимума полных затрат топлива.

Задача минимизации полных затрат топлива может ставиться и при эксплуатации самолета.

Рассмотрим эту задачу подробнее.