Органы путевого управления
В качестве органов путевого управления и стабилизации используется как правило однокилевое вертикальное оперение с рулем направления. Лишь в частных случаях (например, при наружной перевозке крупногабаритных грузов) на транспортных самолетах
устанавливается двухкилевое вертикальное оперение.
Эффективность вертикального оперения зависит от многих факторов: его геометрии, подфюзеляжной части, расположения горизонтального оперения, крыла и др.
Существенное влияние на работу вертикального оперения оказывает изменение угла атаки. При увеличении угла атаки с фюзеляжа сходит вихревая пелена, которая приводит к образованию двух вихрей с противоположным направлением вращения. С возрастанием угла атаки срыв потока с фюзеляжа усиливается и интенсивность * вихрей возрастает. При наличии угла скольжения вихри располагаются несимметрично, что приводит к перераспределению истинных углов скольжения. Этот эффект в свою очередь приводит к перераспределению нагрузки по высоте вертикального оперения.
Как видно из представленной на рис.5.24 зависимости боковой силы сечения вертикального оперения по его высоте, увеличение угла атаки до а = 20° приводит к существенному возрастанию боковой силы в верхней части вертикального оперения (благоприятный боковой скос) и к уменьшению нагрузки в нижней части (неблагоприятный боковой скос). При этом нагрузка в корневых сечениях вертикального оперения может менять знак. Наличие крыла смягчает эти процессы, однако общая тенденция уменьшения нагрузки в корневых сечениях сохраняется, что приводит к уменьшению эффективности вертикального оперения по углам атаки. Отсюда можно сделать вывод: менее подвержено влиянию угла атаки^оперение, имеющее большее удлинение и меньшее сужение.
Для вертикального оперения удлинение определяется как отношение квадрата высоты к площади вертикального оперения. Как показали исследования, влияние удлинения весьма существенно: при увеличении удлинения вдвое (от Л = 1 до А —2) эффективность вертикального оперения в данном примере возрастает в 1,5 раза. Ограничением в увеличении удлинения вертикального оперения является его масса.
Положение горизонтального оперения по высоте также влияет на эффективность вертикального оперения. При этом определенное влияние оказывает и положение крыла. Из приведенного на рис.5.25
Рис.5.25 Зависимость производной (С*в.0)го в функции относительной высоты положения горизонтального оперения |
0 К. О. — 1.75 Рис.5.26 Зависимость эффективности вертикального оперения от его угла, стреловидности |
от удлинения веретикального оперения. При малых удлинениях порядка А=0,9—1,0 увеличение стреловидности В. О. ДО Яво=45° практически не сказывается на его эффективности, а при удлинениях свыше Я =
1.4 эффективность в. о. начинает уменьшаться уже при угле стреловидности яэо~30°(рис.5,26)
Основным органом путевого управления является руль направления. Для увеличения надежности системы управления руль направления обычно конструктивно выполняется из двух секций. Исследования показывают, что руль сохраняет эффективность до максимальных углов отклонения, равных 30°, при различных углах скольжения. Эффективность руля направления незначительно меняется при изменении числа М в эксплуатационном диапазоне скоростей.
Шарнирные моменты руля направления, также как и других рулевых поверхностей (руля высоты, элеронов), зависят от площади и формы осевой компенсации.
Шарнирные моменты руля направления зависят от угла отклонения руля и от угла скольжения Характерной особенностью шарнирных моментов руля направления с большой осевой компенсацией является уменьшение и в ряде случаев обращение знака коэффициента шарнирного момента при больших и взаимно противоположных по знаку углах отклонения руля направления & н и угла скольжения Д (рис.5.27).
Эффективным средством уменьшения шарнирных моментов наряду с осевой компенсацией является сервокомпенсация (рис.5.28). Преимуществом кинематической сервокомпенсации является возможность за счет изменения передаточного отношения угла
отклонения сервокомпенсатора к углу отклонения руля,
менять шарнирные моменты органов управления, доводить их в полете не затрагивая форму органов управления (например форму и величину, осевой компенсации).
Сервокомпенсация, как правило, сочетается с осевой компенсацией.