ПОДГОТОВКА АВИАТЕХНИКИ Предполетный осмотр вертолета
По прибытии на стоянку технический состав принимает вертолет от дежурного по стоянке и приступает к внешнему осмотру вертолета. При этом основное внимание обращается на отсутствие внешних его повреждений. Затем производится расчехление вертолета, отсоединение швартовочных тросов лопастей и предполетный осмотр. Маршруты и объем предполетного осмотра определены инструкциями по технической эксплуатации каждого конкретного типа вертолета. Однако у всех типов вертолетов при предполетном осмотре проверяется следующее.
1. Лопасти несущих и рулевых винтов. Они не должны иметь разрушений и деформаций. Эти неисправности могут быть вызваны порывистым ветром, небрежной швартовкой или небрежным расчехлением лопастей. При порывистом ветре и ненадежном закреплении лопасти могут периодически поворачиваться относительно шарниров
втулки, вызывая в них выработку и загружая детали управления. В некоторых случаях какая-нибудь из лопастей несущего винта может быть подброшена ветром вверх. Падая вниз под действием собственного веса, лопасть ударяется нижним упором об ограничитель втулки винта, при этом отдельные детали конструкции лопасти и управления вертолетом могут выйти из строя.
Небрежная швартовка, а именно: сильное натяжение швартовочных тросов лопастей, может вызвать остаточные деформации в лопастях. Остаточные деформации в лопастях можно определить замером расстояния от конца каждой лопасти до хвостовой балки. Если это расстояние стало меньше установленных инструкцией величин при удовлетворительном состоянии ограничителей свеса лопастей, комплект лопастей подлежит съемке с вертолета.
Неравномерное провисание отдельных лопастей может явиться причиной тряски вертолета. При чрезмерно большом провисании лопасти на некоторых вертолетах возможны удары лопастью о хвостовую балку при раскрутке или остановке несущего винта.
Небрежное расчехление лопастей может привести к отгибу регулируемых пластин и, следовательно, к нарушению аэродинамической балансировки несущего винта.
2. Управление вертолетом и агрегатами силовой установки. Оно не должно иметь заеданий на всем диапазоне перемещений.
3. Фюзеляж, хвостовая и концевая балки. На них не должно быть вмятин, трещин, следов подтекания топлива и масла. Проверяется чистота дренажей топливных и масляных систем, целость и чистота остекления кабин. При необходимости стекла протираются чистой мягкой ватой или фланелью. Имеющиеся на стеклах отдельные песчинки следует осторожно удалить, не допуская их растирания на стекле. Для предохранения органического стекла от действия солнечных лучей во время осмотра следует закрывать стекла специальным чехлом. Необходимо также не допускать попадания на стекла бензина и других растворителей, которые размягчают стекло и вызывают появление на нем поверхностного разрушения.
4. Шасси. У него проверяется достаточность и одинаковость просадки попарно амортизационных стоек шасси и пневматиков колес. Разная просадка не допускается.
5. Наличие топлива и масел в баках, а также смазок в редукторах. Из топливных баков сли-
274
вают отстой и проверяют, имеется ли в нем вода или механические примеси.
6. Надежность швартовки вертолета. При этом особое внимание обращают на состояние узлов крепления швартовочных тросов на вертолете и у наземных крепежных точек, состояние тросов и соответствие их диаметра требованиям инструкций. Длина тросов должна позволять отрываться основным колесам от земли при опробовании двигателя на расстояние 200—300 мм. Передние троры должны быть короче задних; при накате вертолета вперед в первую очередь должны натягиваться передние тросы. Длина передних тросов должна обеспечивать полный выход штоков передних амортстоек, а колесо при выходе штоков должно касаться грунта площадки. Глухая швартовка вертолета запрещается, так как она может вызвать самовоз — буждающиеся колебания вертолета.
7. Надежность включения аккумуляторной батареи, степень ее зарядки и работа потребителей электроэнергии.
8. Правильность установки вертолета относительно направления ветра. При этом следует учитывать, что наиболее опасным направлением ветра для вертолетов с правым вращением несущего винта (при виде сверху) является ветер справа, а для вертолетов с левым вращением несущего винта — ветер слева. Опасность указанных направлений ветра объясняется возможностью удара лопастыо о хвостовую балку вертолета в момент раскрутки и остановки несущего винта. Допустимая величина направления и силы ветра указана в инструкциях по технической эксплуатации определенного типа вертолета.
9. Н а л и ч и е п ы л и (летом) или снега (зимой) в отсеке главного редуктора. Пыль или снег, которые туда попадают из-за недостаточной герметичности редукторных отсеков, необходимо удалять.
Неудаленный из редукторного отсека снег при прогреве главного редуктора превращается в воду, которая осаждается на гидроусилителях и других деталях управления и после их охлаждения превращается в лед, который может нарушить их работу, а следовательно, и управление вертолетом. Пыль увеличивает трение в сочленениях и трансмиссии управления вертолетом.
10. Работа двигателя и несущей системы вертолета.