ПОДГОТОВКА АВИАТЕХНИКИ Предполетный осмотр вертолета

По прибытии на стоянку технический состав принимает вертолет от дежурного по стоянке и приступает к внешнему осмотру вертолета. При этом основное внимание обращает­ся на отсутствие внешних его повреждений. Затем произ­водится расчехление вертолета, отсоединение швартовочных тросов лопастей и предполетный осмотр. Маршруты и объ­ем предполетного осмотра определены инструкциями по технической эксплуатации каждого конкретного типа вер­толета. Однако у всех типов вертолетов при предполетном осмотре проверяется следующее.

1. Лопасти несущих и рулевых винтов. Они не должны иметь разрушений и деформаций. Эти неисправ­ности могут быть вызваны порывистым ветром, небрежной швартовкой или небрежным расчехлением лопастей. При порывистом ветре и ненадежном закреплении лопасти мо­гут периодически поворачиваться относительно шарниров

втулки, вызывая в них выработку и загружая детали управ­ления. В некоторых случаях какая-нибудь из лопастей не­сущего винта может быть подброшена ветром вверх. Падая вниз под действием собственного веса, лопасть ударяется нижним упором об ограничитель втулки винта, при этом отдельные детали конструкции лопасти и управления вер­толетом могут выйти из строя.

Небрежная швартовка, а именно: сильное натяжение швартовочных тросов лопастей, может вызвать остаточные деформации в лопастях. Остаточные деформации в лопа­стях можно определить замером расстояния от конца каж­дой лопасти до хвостовой балки. Если это расстояние стало меньше установленных инструкцией величин при удо­влетворительном состоянии ограничителей свеса лопастей, комплект лопастей подлежит съемке с вертолета.

Неравномерное провисание отдельных лопастей может явиться причиной тряски вертолета. При чрезмерно боль­шом провисании лопасти на некоторых вертолетах воз­можны удары лопастью о хвостовую балку при раскрутке или остановке несущего винта.

Небрежное расчехление лопастей может привести к от­гибу регулируемых пластин и, следовательно, к нарушению аэродинамической балансировки несущего винта.

2. Управление вертолетом и агрегатами силовой установки. Оно не должно иметь заеданий на всем диапазоне перемещений.

3. Фюзеляж, хвостовая и концевая бал­ки. На них не должно быть вмятин, трещин, следов подте­кания топлива и масла. Проверяется чистота дренажей топливных и масляных систем, целость и чистота остекле­ния кабин. При необходимости стекла протираются чистой мягкой ватой или фланелью. Имеющиеся на стеклах отдель­ные песчинки следует осторожно удалить, не допуская их растирания на стекле. Для предохранения органического стекла от действия солнечных лучей во время осмотра сле­дует закрывать стекла специальным чехлом. Необходимо также не допускать попадания на стекла бензина и других растворителей, которые размягчают стекло и вызывают по­явление на нем поверхностного разрушения.

4. Шасси. У него проверяется достаточность и одина­ковость просадки попарно амортизационных стоек шасси и пневматиков колес. Разная просадка не допускается.

5. Наличие топлива и масел в баках, а так­же смазок в редукторах. Из топливных баков сли-

274

вают отстой и проверяют, имеется ли в нем вода или меха­нические примеси.

6. Надежность швартовки вертолета. При этом особое внимание обращают на состояние узлов креп­ления швартовочных тросов на вертолете и у наземных кре­пежных точек, состояние тросов и соответствие их диаметра требованиям инструкций. Длина тросов должна позволять отрываться основным колесам от земли при опробовании двигателя на расстояние 200—300 мм. Передние троры должны быть короче задних; при накате вертолета вперед в первую очередь должны натягиваться передние тросы. Длина передних тросов должна обеспечивать полный выход штоков передних амортстоек, а колесо при выходе штоков должно касаться грунта площадки. Глухая швартовка вер­толета запрещается, так как она может вызвать самовоз — буждающиеся колебания вертолета.

7. Надежность включения аккумулятор­ной батареи, степень ее зарядки и работа потребителей электроэнергии.

8. Правильность установки вертолета от­носительно направления ветра. При этом сле­дует учитывать, что наиболее опасным направлением ветра для вертолетов с правым вращением несущего винта (при виде сверху) является ветер справа, а для вертолетов с ле­вым вращением несущего винта — ветер слева. Опасность указанных направлений ветра объясняется возможностью удара лопастыо о хвостовую балку вертолета в момент раскрутки и остановки несущего винта. Допустимая вели­чина направления и силы ветра указана в инструкциях по технической эксплуатации определенного типа вертолета.

9. Н а л и ч и е п ы л и (летом) или снега (зимой) в отсеке главного редуктора. Пыль или снег, которые туда попадают из-за недостаточной герметичности редукторных отсеков, необходимо удалять.

Неудаленный из редукторного отсека снег при прогреве главного редуктора превращается в воду, которая осаж­дается на гидроусилителях и других деталях управления и после их охлаждения превращается в лед, который может нарушить их работу, а следовательно, и управление верто­летом. Пыль увеличивает трение в сочленениях и транс­миссии управления вертолетом.

10. Работа двигателя и несущей системы вертолета.