ВЗЛЕТ САМОЛЕТА. НАЧАЛЬНЫЙ НАБОР ВЫСОТЫ

Взлетом самолета называется движение самолета от на­чала разбега до достижения безопасной скорости и высоты. Безопас­ной высотой по международным нормам считается высота 10,7 м (НЛГС-2). Безопасной скоростью является скорость, на которой самолет обладает устойчивостью и управляемостью и может перейти к следующему этапу — начальному набору высоты. Положение органов механизации крыла (щитки, закрылки и т. п.), режим ра­боты двигателя при взлете регламентируются при эксплуатации Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) данного самолета, составленным на основе расчетов и летных испытаний. Взлет, выпол­няемый в соответствии с РЛЭ при всех работающих двигателях и системах самолета, называется нормальным. Безопасную скорость принято обозначать У8, высоту — Нй. Схема нормального взлета представлена на рис. 8.1. Как видно из этого рисунка, взлет состоит из ‘ Двух участков: ускоренного движения по Земле — разбега и участка, набора высоты Н% — воздушного участка взлета. Момент перехода от разбега к воздушному участку — отрыв самолета,. происходит на скорости Уохр, меньшей Уа, так что. на воздушном участке необходим доразгон до У = Уа. Скорость V* должна быть не меньше 1,15 Уотр и превосходить эволютивную скорость У8В не меиее чем на 10 %, а скорость сваливания Усв— на 20 %. Здесь Увв и Усв определяются для взлетной конфигурации самолета. Кроме того, при Уа должен обеспечиваться набор высоты с заданным градиентом установившегося набора т]н. Под градиентом набора понимается величина

Ч = tg Єн-100 %. (8.1)

image82Требуемый градиент набора должен составлять более 3 …

5 % при нормальном взлете.

Градиент набора определяется

из условия sin 8„ = Рва”^ Х— Рис. 8.1. Схема взлета самолета

для взлетной тяги Ртл и взлетной конфигурации самолета (взлет­ной поляры) при суа = с уа1 на скорости V2 (см. гл. 3).

Расчет ведется либо для стандартных условий (СА) при высоте аэродрома над уровнем моря Н = 0, либо для расчетных усло­вий (РУ).

При расчетных условиях р = 1,120 кг/м3 и Т = 303 К (+30 °С).

Обычная методика взлета с аэродрома є твердым покрытием та­кова. Механизация самолета находится во взлетном положении. Находясь в точке старта, после получения разрешения на взлет пилот переводит двигатели на взлетный режим, затем отпускаются колесные тормоза, и самолет начинает движение с ускорением по взлетной полосе в стояночном положении а = аст. После достиже­ния определенной скорости V,,. от, при которой аэродинамические рули становятся достаточно эффективными, производится плавный подъем передней стойки шасси и соответствующее увеличение угла атаки. При дальнейшем росте скорости подъемная сила вместе с вертикальной составляющей тяги уравновешивает силу тяжести самолета и на скорости 1/отр происходит отрыв его от поверхности аэродрома. Далее самолет переводится в набор высоты с разгоном от скорости отрыва Ротр до безопасной скорости полета Vz на вы­соте Я2.

За взлетом следует начальный набор высоты вплоть до достиже­ния Я = 400 м со скоростью не менее У2> в х°Де которого убирается шасси, механизация переводится в основное полетное положение, меняется, если это предусмотрено полетной конфигурацией, угол установки стабилизатора. На высоте Я = 400 м скорость дости­гает 1,25У2. Основными параметрами нормального взлета являются характерные скорости Уп. ст/+отр. V2, t]R и расстояние, пройден­ное к моменту окончания взлета, — взлетная дистанция LB3J1. Взлетная дистанция складывается из длины разбега Lp и длины воздушного участка L„.y. При подсчете полной взлетной1 дистан­ции LnojiH. вал учитывается также дальность начального набора высоты до Я = 400 м.