Фотобазисный метод

Здесь мы не будем описывать этого метода, так как для практических целей по измерению горизонтальных скоростей достаточны приведенные выше способы.

Сущность этого метода заключается в том, что на фотопластинках двух фототеодолитов, расположенных в одной плоскости, одновременно заснимается идущий по определенному курсу самолет. На каждой паре пластинок самолет заснимается несколько раз. Синхронность фотосъемки достигается приведением в действие затворов обоих фототеодолитов с помощью электрического тока. В эту же цепь включен хронограф, отме­чающий моменты экспозиций. Измерив негативы и хронограмму, мы мо­жем определить координаты положений самолета и время, ушедшее на его передвижение.

Метод этот очень сложен и требует большого навыка и времени для обработки полученных данных. Кроме того, он неудобен тем, что требует наличия земного оборудования и сложной аппаратуры.

Основное его преимущество заключается в том, что он дает воз­можность определять скорости у земли и на высотах до 3000 м, в то время как приведенными выше методами мы можем измерять скорости только у земли на высоте 50—100 м.

Фотобазисный метод при хорошем качестве фотопластин и при тща­тельной обработке измерений дает ббльшую, чем описанные методы, точность определения скоростей.

Наиболее удобным для практических целей надо признать метод че­тырехугольника. Как показывает практика, точность вычислений по нему, как и по километражу с засечками с земли, равна +1,5°/0. Наряду с этим он несложен в обслуживании и в оборудовании базы. Кроме того, метод четырехугольника ценен тем, что измерения но нему можно вести независимо от направления ветра.

3. Измерение скоростей у земли

Избрав тот или другой метод, приступаем к самому измерению го­ризонтальных скоростей самолета у земли.

Как мы уже указывали, помимо определения технической скорости самолета, мы здесь преследуем и другую задачу, а именно: тарировку

указателя скорости. Тарируя указатель скорости на самолете, мы одно­временно учитываем две ошибки этого прибора: инструментальную и влияние самолета на показания прибора.

Для того чтобы иметь тарировочную кривую, надо получить по край­ней мере четыре точки этой кривой в пределах скоростей от макси­мальной и до минимальной. Обычно на практике производят измерение четырех скоростей, что обеспечивает более точное проведение кривой.

Перед тем как производи гь испытание, необходимо убедиться, что экипаж самолета, главным образом летчик, совершенно ясно понимает свою задачу. От ведения самолета зависит результат испытания.

Необходимейшими условиями ведения самолета являются:

1) строгая горизонтальность полета и

2) полностью установившийся режим по всей длине мерной базы.

Для сохранения постоянной высоты полета рекомендуется пользо­ваться статоскопом. Полностью установившийся режим достигается за­благовременным выходом самолета на прямую до начала мерной базы. На базу следует заходить только в том случае, если обороты мотора и скорость по указателю скорости установились и держатся устойчиво.

При прохождении мерной базы летчик и наблюдатель записывают обороты мотора и показания указателя скорости в начале, в середине и в конце базы. Совпадение этих трех записей указывает на правильно выдержанный режим на протяжении всей базы.

Для определения стандартной высоты, на которой производился из­мерительный полет, записываем еще давление и температуру воздуха.

Ни при одном другом методе (за исключением метода четырехуголь­ника) мы не получаем данных для проверки правильности произведен­ных замеров. Поэтому, а также для уменьшения влияния ошибок наблю­дения, нельзя ограничиться одним измерением для каждого режима, а надо его повторить два-три раза. Окончательный результат принимается как среднее арифметическое из всех наблюдений.

Имея все перечисленные записи и вычислив технические скорости само­лета, строим график зависимости показаний указателя скорости 1/пр от технической скорости самолета V (фиг. 11). На том же графике нано­сим V по оборотам мотора п.

Кривая Vnp ~f (V) и есть тарировочная кривая указателя скорости. Там же на графике записываем плотность воздуха, при которой произво­дилась тарировка, определив ее по формуле:

Т = 0.4645 і,

где р и Т берутся из записи при испытании.

По найденной — у на графике фиг. 1 находим стандартную высоту, для которой нами определены технические скорости самолета.