Результаты обработки статистического материала, полученного ме­тодом математического моделирования на ЭВМ, сведены в табл. 3.2, из которой видно, что относительный разброс УФХ многослойных гофрированных демпферов в серийном производстве довольно значи­телен и составляет для среднециклической жесткости 58—70 %, для рассеянной циклической энергии 40—43 %, а для коэффициента рассе­ивания энергии 14—28 %

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. В серийном производстве возможны значительные отклонения параметров МКГД: жесткости до 70 %, рассеянной циклической энергии до 45 %, коэффициента рассеивания энергии до 30 %, что может привести к нестабильности вибрационных характеристик двигателей в серийном производстве.

2. Статистические законы распределения УФХ демпферов не под­чиняются нормальному закону, причем наиболее вероятные значения этих характеристик на 20—30 % меньше среднеарифметических, под­считанных для всего объема выборки.

Таблица 3.2

Результаты обработки статических материалов для различных амплитуд демпфера

А

0,075

02

0325

0,45

0,575

0,7

0,875

0,95

^ с ср»

кН/м

709460

36150

310140

290540

295830

335700

432700

868210

0с ср»

кН/м

410060

230500

195150

170320

197490

225760

296320

612040

ЇЇ

сер

0,58

0,64

0,64

0,59

0,67

0,67

0,68

0,7

0,225

0,609

1,01

1,40

1,80

2,23

2,67

3,24

вдц.

0,09

0,257

0,43

0,57

0,75

0,9

1,08

1,3

0д|У

0,40

0,423

0,43

0,405

0,416

0,405

0,405

0,40

Мл

5,59

4,232

3 02

2,52

1,93

1,43

0,96

0,42

0W

1,574

0,592

0,642

0,53

0,5

0,363

0,259

0,11

0,282

0,14

ол

0,21

0,258

0,252

0,27

0,26

3. Относительный разброс УФХ демпферов в первом приближе­нии не зависит от амплитуды перемещения вала в опоре.

Для сокращения разброса УФХ демпферов в серийном производ­стве предлагается:

а) пересмотреть некоторые допуски на геометрические размеры дем­пфера. Так, например, допуск на ширину пакета является, по нашему мнению, явно завышенным. Его можно без ущерба для производства уменьшить на 40—50 %. Допуски на высоту гофров в свободном состоянии и на радиальный зазор также являются завышенными, вли­яние же их на УФХ демпфера весьма существенно;

б) ввести в рабочие чертежи демпферов операцию контроля конус­ности наружного диаметра внутреннего кольца демпфера, также в настоящее время величина конусности этого кольца явно не контроли­руется. Поскольку конусность этой детали определяет величину ради­ального зазора, очевидно ее значительное влияние на демпфер;

в) ввести в технологический процесс сборки демпферов опера­цию селективного подбора внутренних колец (из комплекта 10—20 штук) под заданные размеры пакета и корпуса опоры. При этом необ­ходимо исходить из условия обеспечения заданных УФХ опоры, из значения радиального зазора, как в существующей технологии сбор­ки. Реализовать предлагаемую схему сборки можно следующим об­разом:

1) измерить в цехе фактические размеры опоры, демпфирующего пакета и комплекта внутренних колец демпфера;

2) используя предложенную в данной работе методику, рассчи­тать все возможное число вариантов сборки демпфера с разными внутренними кольцами;

3) выбрать из этих вариантов такой, у которого наименьшее откло­нение УФХ от заданных для данной опоры.

Результаты этих исследований изложены также в работах [109, 9].