Результаты обработки статистического материала, полученного методом математического моделирования на ЭВМ, сведены в табл. 3.2, из которой видно, что относительный разброс УФХ многослойных гофрированных демпферов в серийном производстве довольно значителен и составляет для среднециклической жесткости 58—70 %, для рассеянной циклической энергии 40—43 %, а для коэффициента рассеивания энергии 14—28 %
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В серийном производстве возможны значительные отклонения параметров МКГД: жесткости до 70 %, рассеянной циклической энергии до 45 %, коэффициента рассеивания энергии до 30 %, что может привести к нестабильности вибрационных характеристик двигателей в серийном производстве.
2. Статистические законы распределения УФХ демпферов не подчиняются нормальному закону, причем наиболее вероятные значения этих характеристик на 20—30 % меньше среднеарифметических, подсчитанных для всего объема выборки.
Таблица 3.2 Результаты обработки статических материалов для различных амплитуд демпфера
|
3. Относительный разброс УФХ демпферов в первом приближении не зависит от амплитуды перемещения вала в опоре.
Для сокращения разброса УФХ демпферов в серийном производстве предлагается:
а) пересмотреть некоторые допуски на геометрические размеры демпфера. Так, например, допуск на ширину пакета является, по нашему мнению, явно завышенным. Его можно без ущерба для производства уменьшить на 40—50 %. Допуски на высоту гофров в свободном состоянии и на радиальный зазор также являются завышенными, влияние же их на УФХ демпфера весьма существенно;
б) ввести в рабочие чертежи демпферов операцию контроля конусности наружного диаметра внутреннего кольца демпфера, также в настоящее время величина конусности этого кольца явно не контролируется. Поскольку конусность этой детали определяет величину радиального зазора, очевидно ее значительное влияние на демпфер;
в) ввести в технологический процесс сборки демпферов операцию селективного подбора внутренних колец (из комплекта 10—20 штук) под заданные размеры пакета и корпуса опоры. При этом необходимо исходить из условия обеспечения заданных УФХ опоры, из значения радиального зазора, как в существующей технологии сборки. Реализовать предлагаемую схему сборки можно следующим образом:
1) измерить в цехе фактические размеры опоры, демпфирующего пакета и комплекта внутренних колец демпфера;
2) используя предложенную в данной работе методику, рассчитать все возможное число вариантов сборки демпфера с разными внутренними кольцами;
3) выбрать из этих вариантов такой, у которого наименьшее отклонение УФХ от заданных для данной опоры.
Результаты этих исследований изложены также в работах [109, 9].