ВИБРАЦИИ
3.1. Решение задачи о колебаниях системы с распределенной массой, находящейся под воздействием дополнительных силовых
факторов
В главе 2 настоящей работы было показано, что силовые факторы, например (вес ротора), оказывают существенное влияние на поведение динамической системы ротор—корпус.
В работах [142, 64] предложены новые способы подавления вибрации путем ступенчатого или плавного изменения жесткости ротора.
Однако адекватной модели ротора, учитывающей, например, воздействие продольной нагрузки на поведение динамической системы ротор—корпус до настоящего времени разработано не было.
Для решения задачи применен метод конечных элементов. Алгоритм метода использует математическую модель колебаний упругого тела без учета демпфирования и сопротивления движению, которая может быть определена в форме динамической задачи с помощью матричного дифференциального уравнения:
[М ]—у{и}+ М{и}= {F },
Эг
где [М] — матрица масс системы;
[/С] — матрица жесткости;
{и} — вектор перемещений узлов конечных элёментов;
(і1) — вектор узловых нагрузок.
Матрицы [М], [/С] и векторы { } и {F} при этом построены с учетом действия продольных нагрузок и гироскопического эффекта.
Метод конечных элементов (МКЭ) является наиболее общим приемом дискретизации системы с распределенными параметрами, при использовании которого дискретизируются не только инерционные, но и жесткостные характеристики системы.
Описанию метода конечных элементов и способам реализации расчетов на ЭВМ с его помощью посвящена обширная литература (например, [83—85]).
Поэтому ниже приводится непосредственно решение конкретной задачи исследования свободных и вынужденных колебаний вала ротора, результатом которого является получение амплитудно-частотных характеристик, а также картины изменения внутренних силовых факторов (изгибающих моментов, продольных и поперечных сил) в процессе колебаний системы.
Пусть весь вал разбит на сечений. Тогда число конечных элементов будет в каждом из которых заданы Е (модуль Юнга),
г (плотность материала вала), I (момент инерции поперечного сечения), F (площадь поперечного сечения).
Вал, таким образом, будет представлен в виде совокупности балочных конечных элементов (КЭ).
Рассмотрим отдельно взятый конечный элемент с узлами k, k+ в координатной плоскости ХУ для которого определим поле перемещений, деформации и работу внутренних усилий
„ (напряжений) на виртуальных перемещениях (деформациях) (рис, 3.1).
Каждый из конечных элементов будет иметь поле перемещений, оп
ределяемое 6-ю компонентами для каждого из узлов. В качестве аппроксимирующих функций поле перемещений используем функ-
(3.1)
Деформации КЭ запишем в виде:
Работа внутренних усилий (напряжений) на виртуальных перемещениях (деформациях):
+a*+il —г+~~jTy a*+i |
+a* |
(“*+1 ~uk)b(“k+l — Uk)+—[(2%k + Хк+l )&Хк + (2%* + Хк+l )Ь%к+ ]• |
J= — у-(и*+1 ~икЖ«*+і — uk)+ EJ=
xt = («>*+, — )~5~ ~ 4a* + 2a*+l;
Z Z
К |
6 2a t + 2a ь.%
l 6 6a* |
—"-у — — ;
zz z
+Xk+i ~ (щ+і -щ)-т~
2zt+i +x* = К-co*+i)— —ta.
Z Z
Рассмотрим процесс колебаний в плоскости XOY в обратной постановке (т. е. вал неподвижен, а вся система нагрузок вращается относительно оси ОХ с угловой скорость со). Будем считать, что прогибы вала малы настолько, что колебания можно рассматривать независимо в координатных плоскостях XOY и XOZ. В таком случае решение задачи можно получить с помощью суперпозиции.
Система уравнений для статической задачи имеет следующий вид:
мм — м
где [К — матрица жесткости; {и} — вектор узловых перемещений; {F) — вектор узловых нагрузок.
Динамическая задача будет определяться в этом случае системой уравнений:
[*Ф>+ММ=М
где [М] — матрица масс.
Для численного решения динамической задачи с последующим составлением алгоритма расчета на ПЭВМ можно воспользоваться неявной (абсолютно устойчивой по времени) конечно-разностной схемой:
Д/2 2 * 1
Так как матрица [X] из-за нелинейности колебаний зависит от времени, то с учетом приращений перемещений (м+1=м+,-м). перепишем уравнение (3.4) в окончательном виде:
МЧАц?4′ | [МІМ41
2 At2
ММ ЫМ£1 [д/ ка^ у
Дґ
Левая часть этого соотношения определяет систему линейных уравнений, а правая — вектор свободных членов. Получим все компоненты этого уравнения.
В каждом из сечений вала заданы по 3 компонента вектора перемещений: продольное — поперечное — И3£-1 и угол поворота Hot, где k — номер сечения, Т. е. всего 3£Я| — компонент вектора перемещений.
Очевидно, что в таком случае можно описать поле перемещений во всей области решения и, следовательно, поля деформаций и напряжений (3.1), (3.2).
Получим матрицу жесткости /2-го конечного элемента Начальное состояние КЭ (примем /2=1 для простоты в написании индексов) и его конечное (деформированное) состояние изображены на рис. 3.2.
Здесь і — момент времени; о1, Ы — направляющие косинусы продольной оси КЭ по отношению к осям соответственно.
и*1 = u[al + 1/4* = иа* + ubl |
©2* = — u{bl + и12а1; ©5* = — иЪ1 + 1/5 а1. |
Очевидно, что в новом (текущем, произвольном) положении КЭ продольные и и поперечные ш* смещения будут выражаться через соотношения:
Щ-1("1- "5 У + (“2 — «5 )“*]+ |
~^2-щУ +(«i — и4)а*]+ |
~Т(«2 — м5}у+ (w4+4п3 +2и6 j&/3 + + їщ ~ Щ )a2 + («5 “ "2 )*4 |
/ 12a / LZ. UU JU / w5 ~ M2 / З *" (M1— м4 /7Т———————- Гм3 +мб) |
Подставив (3.6) в (3.3) и опустив для простоты индекс і, получим:
EJ Г 4 6a
—I («2-«5)-
Таким образом, матрица жесткости [Кп]1 п-го конечного элемента для момента времени і имеет следующий вид:
Для решения задачи будет использована диагональная матрица масс. В работах [83—85] рекомендуется использовать только согласованную матрицу масс, однако, в ряде случаев при решении подобных задач отмечается, что использование «сосредоточенной» или диагональной матриц масс приводит к повышению счетной устойчивости и точности.
В матрицу масс входят:
— массы собственно конечных элементов;
— массы присоединенных деталей конструкции (это метут быть, например, массы колес турбины и компрессора);
— моменты инерции «присоединенных» деталей конструкции для учета влияния гироскопических моментов на АЧХ ротора. При этом моменты инерции должны быть относительно оси, перпендикулярной плоскости ХОУ.
В таком случае масса я-го КЭ, которая равна p-F-l «разбрасывается» равномерно на соседние сечения п и п+1, а остальные массовые факторы «присоединяются» к соответствующим сечениям.
Введем величину шага по времени Д£ в матрицу масс для я-го конечного элемента. Тогда для масс конечных элементов получим:
Аналогично, для k-то сечения вала для сосредоточенных масс:
(3.10)
Здесь Ml — сосредоточенная масса в k-м сечении вала;
J — соответствующий момент инерции.
Очевидно, что суммарная матрица масс [М может быть получена с помощью суммирования (3.9) и (3.10) по всем конечным элементам и сечениям.
=£ы+
л=1 л=1
Рассмотрим формирование вектора свободных членов (усилий). Далее будут рассмотрены компоненты правой части основного уравнения (3.5), которую запишем следующим образом:
А _
+ Хл*АсДі45и*.
Здесь F‘ — вектор внешних нагрузок в k-м сечении;
о’п — Ъ1п (ах, ъи ) и = є1п(єх, єи) — вектора напряжений и деформа
ций в я-м конечном элементе соответственно;
їїя, Аи’п — вектор перемещения и его приращение для я-го КЭ;
ик, АйІ — вектор перемещения и его приращение для k-ro сечения.
Ниже будут рассмотрены и получены все компоненты выражения (3.12).
При рассмотрении внешних нагрузок можно выделить 5 основных групп:
• весовые нагрузки (например, рFig — вес я-го конечного элемента);
• весовые нагрузки от сосредоточенных масс (например, М — для ненулевой сосредоточенной массы в сечении);
• поперечные нагрузки Р k для k-ro расчетного сечения;
• продольные нагрузки Pxk для k-ro расчетного сечения;
• пульсирующие нагрузки (продольные, только в двух сечениях), которые позволяют учитывать пульсации давлений на колесах турбины и компрессора.
В связи с обратной постановкой задачи (поле нагрузок вращается вокруг оси ОХ) первые три вида нагрузок зависят от времени, т. е. выражаются следующим образом:
р FI sin(cof), kf^gsin(a)t) Рук sin (он),
здесь со — круговая частота вращения вала.
Что касается пульсирующих продольных нагрузок (5-я группа), то они могут быть представлены в виде: Рх = р(/),
где р(£) — коэффициент, определяемый из соотношений
p(f)=5 + sin(Cc+D) (3.14)
(если р(£) < 0, то при вычислениях принимается (3(£) = 0). А, В, С, D — постоянные коэффициенты.
Суммируя все вышесказанное и соотношения (3.13) и (3.14), получим:
І Р*8й* = nFnlngsin (о/’ W “inti +
к=1 П=1 Z )
+ І [(^kg + Pyk )&u3k-l sin К Pxk&u3k-2]+ X Ajk^jk^uЗД-2*
k=1
Для формирования записи этой компоненты можно воспользоваться соотношением (3.3), только продольную деформацию определим следующим образом:
Ф *
еі=у-1. (3.16)
Здесь /** — длина КЭ в текущем (деформированном) состоянии для момента времени і.
t*i I |
(мЗл+1 иЗп-2 )^п _+ (мЗ*+1 “ и3к~2 Ж _ |
№*Ъ*л +хІ+і)бхІ +І? хЬ і +xi)sxWl Здесь: |
Итак, рассмотрим я-й конечный элемент:
X* =-4-["Йл+і ““Зл-гЙ + Йл+г-вЗл-і)ял]-7-иЗл _7~“з(л+і):
ХІІ+1 = 75" Йл+1 _ “Зл-2 Й + Й”-1 ““Зл+гЙ]"1"/-“Зл +7“из(л+і)’
ln ln ln
г er4*)5£«(*hr
Для соотношения J о ‘и все индексы г, кроме тех, КО"
V
.
торыми обозначены а1п и Ь1п меняются на і— 1.
Виртуальная работа от внутренних усилий (напряжений) для всего вала может быть в таком случае определена уже только с помощью простого суммирования по индексу я (я** 1,…, п2).
Виртуальная работа от массовых усилий может быть определена по соотношениям для матриц масс элементов (3.9), (3.10). Для вала в целом имеем:
Используя соотношения (3.5), (3.8—3.12), (3.15), (3.17) и (3.18), можно получить систему линейных (относительно приращений перемещений) уравнений на каждом из щагов:
(3.19)
При этом следует учитывать, что при формировании правой части (3.19) собираются компоненты при одинаковых buj (j — ),
причем j будет определять номер строки в векторе-столбце свободных членов.
К уравнению (3.19) для его решения необходимо присоединить и начальные условия в виде
{“}={«(*)} $о}=Ш1 (3.19*)
Так как колебания вала носят установившийся характер (что, однако, не означает отсутствия в колебаниях переходных процессов, биений и тд), то в качестве начальных условий выбираются перемещения, полученные при квазистатическом нагружении вала только продольными (без «пульсаций») нагрузками ^г} т. е.:
{«}={«*} (3.20)
Решение системы уравнений (3.19) с начальными условиями (3.20) целесообразно проводить методом Гаусса, адаптированным для симметричных матриц с ленточной структурой (ширина ленты при этом равна 6).
Для нахождения первых (низших) частот и форм (мод) колебаний необходимо, прежде всего, составить систему линейных (относительно приращений перемещений) уравнений, описывающих процесс колебаний.
№}+[м]й=0. (3.21)
Источником нелинейности данного уравнения, как и для уравнения (3.4) является матрица жесткости [К (из-за коэффициентов в* , зависящих от времени).
При условии, что может быть найдена (это будет показано ниже) линейная форма записи матрицы [К], процедура определения частот и форм колебаний может быть представлена следующим образом:
а) задаемся формой колебаний (произвольный нулевой вектор {<р0} и произвольной частотой (0°, т. е. ищем решение в виде
И = (*,*) = ф(*)с05сЛ, (3.21 )
где й=й(и, со, а); Ф = ф(ф*,Ф<о>Фа)
Принимаем значение счетчика итераций і = 0;
б) определяем вектор-столбец сил инерции, т. е. вычисляем:
{9‘}=(со’)2Иф»]
в) решая задачу mV4MVM=° относительно вектора
неизвестных |ф,+1|* получаем новое приближение к форме колебаний;
г) новое приближение для квадрата собственной частота можно получить из соотношения:
Здесь: Mk — массовая характеристике вала в k-м сечении;
Gk — момент инерции присоединенных деталей в k-м сечении.
Получить постоянную матрицу жесткости можно, положив в ней направляющие косинусы константами, а именно: ai = 0; bi — 0. Однако в таком случае невозможно будет определять частоты и формы колебаний с учетом продольных сил (и, вообще, колебания по осям X и У окажутся независимыми друг от друга).
Предположим, что у нас есть (найденное, хотя бы из квазис — татического решения) распределение продольных усилий по валу ^хп = и1» п2ш Рассмотрим п-й конечный элемент (рис. 3.3).
Сила Рш в направлении оси Y будет совершать виртуальную работу
(3.22*)
Учитывая все изложенное выше, а также то, что сила (после ее выделения) является внешней, можно записать новый вариант матрицы жесткости, не зависящей от перемещений (или их приращений):
I
4EnJ п
I
Приведенная форма записи матриц жесткости (2.24) позволяет находить собственные числа и вектора как с учетом продольных (Р * 0) сил, так и без их учета (Р — 0).
При этом матрица жесткости остается постоянной (не зависящей ни от времени t, ни от перемещений). Правда, это обстоятельство приводит к некоторому упрощению «физики» явления, но в рамках сделанных допущений (о малости перемещений, углов поворота и деформаций), практически не скажется на точности полученных результатов.
По предложенной модели разработан алгоритм решения задачи, реализованный на компьютере и имеющий следующие возможности:
— представлять вал в виде совокупности балочных конечных элементов с одновременным определением графических, силовых, кинематических и начальных условий;
— проводить анализ собственных частот и форм (мод) поперечных колебаний (низшие значения) валов без учета и с учетом продольных усилий. В последнем случае задача искусственно приводится к линейной и прогибы считаются малыми;
— осуществлять численный расчет (методом конечных элементов) вынужденных продольно-поперечных колебаний валов в нелинейной постановке (с учетом углов поворота, которые, впрочем, считаются малыми). Решение системы нелинейных гиперболических уравнений при этом осуществляется с помощью конечностно-элементного представления (по координатам) с учетом линеаризации кинематических соотношений и неявной абсолютно устойчивой конечно-разностной схемы (по времени). Используемые здесь балочные конечные элементы допускают линейные (по длине) изменения кривизны балки. Необходимо отметить, что параметры, найденные при расчете вынужденных колебаний, более адекватно отвечают условиям динамического нагружения, чем определенные по программе расчета собственных частот и форм колебаний (это связано с приближением расчетной модели в последней к линейной, использованием более «строгого» предположения о малости прогибов, неучете продольных перемещений и связанных с последними массовых сил);
— определять параметры, характеризующие напряженно-деформированное состояние балок по изменению векґора узловых перемещений по времени. При этом имеется возможность определять как эволюции, (т. е. изменение по времени для определенного сечения вала), так и эпюры (т. е. изменение по длине вала) таких геометрических и силовых факторов, как продольные и поперечные перемещения, усилия и изгибающие моменты.
Необходимо отметить также, что имеется дополнительная возможность проводить оценку статической устойчивости стержней, так как в случае действия на вал продольных сжимающих усилий, величина которых достигает критического значения, происходит потеря устойчивости вала. Процесс колебаний в таком случае вырождается в процесс апериодического отклонения вала от положения равновесия.
Расчетные исследования для модельного ротора (см. главу 5) дают основание сделать заключение о значительности влияния продольной растягивающей нагрузки на АЧХ ротора (рис. 3.4).
При изменении продольной нагрузки 0…3 тс (рис. 3.5) собственная частота ротора изменилась на 20 %.
Экспериментальные исследования (см. главу 4) подтвердили достоверность расчетной методики.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости учета продольной нагрузки при определении собственных частот поперечных колебаний. Рациональное управление этим фактором может способствовать смещению рабочих частот по оси абсцисс в нужную зону.
Кроме того, результаты исследований дают обоснование применения для подавления вибрации разработанного автором метода [18,19], заключающегося в ступенчатом изменении жесткости ротора при его прохождении резонансной зоны путем введения и стравливания давления наддува. Это позволит избежать для -«гибких» роторов даже кратковременной работы в резонансной зоне и исключает необходимость применения сосредоточенного демпфирования в опорах ротора.