РАЗДЕЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА. УРАВНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО И БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ

Исследование движения самолета можно существенно уп­ростить, если иметь в виду симметричность самолета относительно плоскости OXY и принять за опорное движение прямолинейный полет без крена и скольжения.

При этих условиях первые производные сил и моментов FXK FVK и МВг, действующих в продольной плоскости по параметрам бокового движения (Р, у, сож, со у, 6Н, 68, …), будут равны нулю /=fK =

С р to

= Fxк == Fyn — … = МВх = … =0. Это объясняется тем, что разложение сил и моментов в ряд Тейлора при линеаризации урав­нений проводилось в окрестности опорного движения, а производные FXK, FyK, … в точке, соответствующей опорному движению, равны нулю в силу симметрии функции типа Fxl. = / ((5) (рис. 15.1).

Производные сил и моментов FZH, MRx и МПу, действующих в плоскостях XOZ и YOZ по параметрам продольного движения, также равны нулю, так как изменение этих параметров в плоскости XOY не может привести к скольжению или крену, а следовательно, и к возникновению боковых сил и моментов в возмущенном движении, которые отсутствовали в опорном. Следовательно,

Flк = Пк = міх = му = м%х = М% = • •. = 0.

Таким образом, система уравнений (15.8) разделяется на две независимые подсистемы, одна нз которых описывает продольное возмущенное движение, а другая — боковое.

Система уравнений, описывающая продольное возмущенное дви­жение

mAV — FVXK AV — F*к Да — fl ДЄ = 7 Дб0. у + F™ АР + Fx к.»;

>»V° Д8 — F^k AV — f“k Да — F®K ДЄ = fJ°- * Д60. y + FyK AP + Fy »;
Jt A&e — MRz A V — М%г Aa — M.% Да — Да», =

. = M& У Або. у + Мрнг АР + MRt(15.9)* ДО — Дсо*;

ДО = Да + Д0;

АІ = cos 0° Д V — V° sin 0° Д6;

AH = sin 0° Д V + У0 cos 0° Д0.

image181* В этих уравнениях под А60. у пони­мается приращение угла отклонения руля вы­соты, управляемого стабилизатора или эле­вонов.

Рис. 15.1. Зависимость продольных сил и ~Л 0 +fi моментов от параметров бокового движения

J х Дй*

— Jxy

А йу-

-м^др-

м2 AtOx —

-м2

Аа>у =

=м2

Д6„ + м%

Д6Э — j — Мрх в;

Jyti&y

— J Ху

Дш*-

-л4др-

м2 Дсо* —

-м2

А(лу =

=м2

Дбн + АІ

Аб. 4- Мру

Дф =

л % .

cos Ь° ’

Система уравнений бокового возмущенного движения —mV°cos0° AV — fl Ар — F2VK“ Aya = F°KH A6„ —FZK.

Ay — Aco* — tgO0 Atoy

A¥ = AvJ)

sin a°

COS0®

Ay

AP •

cos 0° ’

Подпись: в!
Подпись: COS 0° COS0°
Подпись: Ay;
Подпись: AVa — tg G° ДР +

Ai = — VcosGOAV. (15.10)

В уравнениях (15.9) н (15.10) величины Fx, Fy , Мтв, F4.* MRxB и MRyB представляют собой возмущающие силы и моменты, не обусловленные непосредственно изменениями кинемати­ческих параметров в возмущенном движении. Они могут быть либо функциями изменения параметров атмосферы, либо другими извест­ными функциями.

Если на самолете имеются органы непосредственного управления силами (непосредственное управление подъемной силой — НУ ПС и боковой силой — НУБС), то в правые части динамических урав­нений систем (15.9) и (15.10) надо добавлять соответствующие члены.

Системы. (15.9) и (15.10) являются системами обыкновенных ли­нейных неоднородных дифференциальных уравнений.

Если управляемое движение самолета с относительно малыми углами атаки сопровождается развитием больших угловых скоро­стей, то в уравнениях движения надо сохранять нелинейные члены, содержащие произведения угловых скоростей. Разделять такую систему уравнений нельзя. Надо рассматривать пространственное движение самолета.