Расчет навигационных элементов попета при заходе на посадку с учетом ветра
Наиболее распространенный способ расчета навигационных элементов полета по схемам захода на посадку в практике самолетовождения — принцип учета ветра путем разложения его вектора ни составляющие (рис. 18.11):
боковую t/fi U sin УВ,1))С; встречную Uв U cos УВпог,
где
УВ„„г = 6и —ПМПУ. (18.7)
Формула (18.6) реализуется на НЛ-10м по алгоритму, приведенному на рнс. 18.12. При этом относ ВС в процессе выполнения маневра за время t составит:
в направлении предпосадочной прямой
bS = U„t
♦
в боковом направлении от нее Дг =Uq t.
*
Данный принцип учета ветра универсален и применяется для расчета элементов полета при всех видах маневра захода на посадку. Это достигается исправлением штилевых значений путем ввода поправок. Наибольшее применение в гражданской авиации получил метод захода на посадку по прямоугольному маршруту.
Расчет навигационных элементов полета при заходе иа посадку по малому прямоуюльиому маршруту с учетом ветра. Расчет выполняется следующим образом:
определяется посадочный угол вет ра по формуле (18.7);
рассчитываются боковая и встречная составляющие ветра по соотношениям (18.6);
вычисляются углы сноса по участкам прямоугольного маршрута;
УСш, г arc tg (Нс VnJt);
УСа = arc tg (fy„ У2);
УС3 — arc tg ((7c Уз);
УС* arctg (Н„ У4).
где V ил, І’г, V, и \ — скорости, рекомендованные РЛЭ на участках маршрута;
определяются магнитные курсы по участкам маршрута захода на посадку:
МКпос = ПМПУ (УСио0);
МК, = ПМПУ2—(УС2);
МКз = ПМПУ3 —(УС,);
МК4=-ПМПУ4-(УС1);
рассчитываются путевые скорости по участкам маневра при заходе со встречно-боковым ветром:
Гпл =- Van— ип; № ,■= Vt ± и с;
Ц7,—Уз + С/ві N^rn ~ ^гп — ^ві
вычисляется время полета по участкам прямоугольного маршрута:
от ДПРМ до начала первого разворота
t — tlllTl “I” 2t/n,
пе /и, т ■ — штилевое время полета самолета с посадочным курсом (для всех ВС оио устанавливается 10 с);
от конца первого до начала второго разворота.
Это время определяет ширину прямоугольного маршрута, поэтому при его расчете следует учитывать относ ВС боковой составляющей за время полета от первого до второго разворота и за время их выполнения:
*j = fiiiT2 ± ^упрг’» *упр2 = ‘$отн ^г =
= Uб (/шт2+2/в„) ‘(У2±1/С)-.
121 — (^шт2+2/в0);
^упрг = U6t2Zl(Vi±U(iy, (18.8)
от траверза ДПРМ до начала третьего разворота
^з=^штз ^упрз» ^упр:* = ^отн W* ^ОТНг— (flUT3"W»0s-W9flj|) = Uh
*упрз~ U«t3i/{V3+U(i). (18.9)
Рис. 18.12. Алгоритм вычисления боковой и встречной составляющих ветра |
.Алгоритм вычисления /упр 2 и fynp, приведен на рис. 18.13;
время горизонтального полета от момента окончания четвертого разворота до точки входа в глиссаду /гп~5гп/1Угп!
определяются время снижения и вертикальная скорость по глиссаде
Дн = 5вг 47 пл; Рв = ^вгДсн-
Расчеты ведут на НЛ-10м по алгоритму (рис. 18.14);
рассчитываются курсовые углы ДПРМ:
в точке траверза КУРТР = =90°(270°) + (УС);
в точке начала четвертого разворота
КУР4 = КУР4шт+(УС4) + (±ДКУР), где
tg Д КУР4= U(j /д0 (S,-(-/?,);
ДКУР всегда имеет знак УСПОс-
Упрощеиный расчет навигационных элементов полета при заходе на посадку. В практике самолетовождения этот способ расчета навигационных элементов получил широкое распространение. В полете экипаж по упрощенным формулам в уме рассчитывает элементы полета, что значительно сокращает время и обеспечивает требуемую точность. При вы-
Рис. 18 14. Алгоритм вычисления времени и вертикальной скорости ВС на глиссаде снижения с учетом ветра |
полнении упрощенного расчета навигационных элементов полета для захода иа посадку влияние ветра учитывается по коэффициентам, которые могут быть рассчитаны для каждого типа ВС. Исходными данными для расчета являются навигационные элементы полета в штилевых условиях. С применением упрощенного расчета можно определить:
составляющие вектора ветра рассчитываются в уме, пользуясь следующей зависимостью:
УВпоС (90°-
— УВП0С) . . 15 30 45 50
U(,(UB) • • ■ . 0.3U 0,5(/ Q.7U 0.8U
УВ|10С (90°-
— УВиоС) … 60 70 ВО 90
L’c(L’b) . — — . 0,91/ 0,9£/ U U
приближенное значение углов сноса по участкам прямоугольного маршрута:
^СПОсэ= /Спос(з)
^2 (4) = ^2 (4) Ув<
ГДС К пог(э) == ВО/ У|1ос(Э)» ^2(4) ===
= 60/1/2(4). Коэффициент К рассчиты — иастся для конкретного типа ВС и имеет постоянное значение иа участках прямоугольного маршрута;
время полета по участкам прямоугольного маршрута. Рассматриваемая задача может быть решена в уме, если несколько упростить формулы (18.8) и (189). Учитывая, что воздушная скорость ВС значительно больше составляющих вектора ветра, можно записать:
^упрі = (^2і/^2)
*упрз=(*зі;/Уз) BV
Отношение t/ представляет собой коэффициент К, позволяющий рассчитать время упреждения. Подставляя полученные значения
‘з-^шт—KsUB;
вертикальная скорость снижения по заданной глиссаде может быть оп ределена по упрощенной формуле:
Сн 1 н ГПТ———- К С в,
где K = tgyHr
При оптимальном УНГ=2°40 Д’« я* 0.05.