Расчет навигационных элементов попета при заходе на посадку с учетом ветра

Наиболее распространенный спо­соб расчета навигационных элемен­тов полета по схемам захода на по­садку в практике самолетовожде­ния — принцип учета ветра путем раз­ложения его вектора ни составляю­щие (рис. 18.11):

боковую t/fi U sin УВ,1))С; встречную Uв U cos УВпог,

где

УВ„„г = 6и —ПМПУ. (18.7)

Формула (18.6) реализуется на НЛ-10м по алгоритму, приведенному на рнс. 18.12. При этом относ ВС в процессе выполнения маневра за время t составит:

в направлении предпосадочной прямой

bS = U„t

в боковом направлении от нее Дг =Uq t.

*

Данный принцип учета ветра уни­версален и применяется для расчета элементов полета при всех видах маневра захода на посадку. Это до­стигается исправлением штилевых значений путем ввода поправок. На­ибольшее применение в гражданской авиации получил метод захода на посадку по прямоугольному марш­руту.

Расчет навигационных элементов полета при заходе иа посадку по ма­лому прямоуюльиому маршруту с учетом ветра. Расчет выполняется следующим образом:

определяется посадочный угол вет ра по формуле (18.7);

рассчитываются боковая и встреч­ная составляющие ветра по соотно­шениям (18.6);

вычисляются углы сноса по участ­кам прямоугольного маршрута;

УСш, г arc tg (Нс VnJt);

УСа = arc tg (fy„ У2);

УС3 — arc tg ((7c Уз);

УС* arctg (Н„ У4).

где V ил, І’г, V, и \ — скорости, ре­комендованные РЛЭ на участках маршрута;

определяются магнитные курсы по участкам маршрута захода на по­садку:

МКпос = ПМПУ (УСио0);

МК, = ПМПУ2—(УС2);

МКз = ПМПУ3 —(УС,);

МК4=-ПМПУ4-(УС1);

рассчитываются путевые скорости по участкам маневра при заходе со встречно-боковым ветром:

Гпл =- Van— ип; № ,■= Vt ± и с;

Ц7,—Уз + С/ві N^rn ~ ^гп — ^ві

вычисляется время полета по уча­сткам прямоугольного маршрута:

от ДПРМ до начала первого раз­ворота

t — tlllTl “I” 2t/n,

пе /и, т ■ — штилевое время полета самолета с посадочным курсом (для всех ВС оио устанавливается 10 с);

от конца первого до начала вто­рого разворота.

Это время определяет ширину прямоугольного маршрута, поэтому при его расчете следует учитывать от­нос ВС боковой составляющей за время полета от первого до второго разворота и за время их выполнения:

*j = fiiiT2 ± ^упрг’» *упр2 = ‘$отн ^г =

= Uб (/шт2+2/в„) ‘(У2±1/С)-.

121 — (^шт2+2/в0);

^упрг = U6t2Zl(Vi±U(iy, (18.8)

от траверза ДПРМ до начала третьего разворота

^з=^штз ^упрз» ^упр:* = ^отн W* ^ОТНг— (flUT3"W»0s-W9flj|) = Uh

*упрз~ U«t3i/{V3+U(i). (18.9)

Рис. 18.12. Алгоритм вычисления бо­ковой и встречной составляющих ветра

.Алгоритм вычисления /упр 2 и fynp, приведен на рис. 18.13;

время горизонтального полета от момента окончания четвертого разво­рота до точки входа в глиссаду /гп~5гп/1Угп!

определяются время снижения и вертикальная скорость по глиссаде

Дн = 5вг 47 пл; Рв = ^вгДсн-

Расчеты ведут на НЛ-10м по ал­горитму (рис. 18.14);

рассчитываются курсовые углы ДПРМ:

в точке траверза КУРТР = =90°(270°) + (УС);

в точке начала четвертого разво­рота

КУР4 = КУР4шт+(УС4) + (±ДКУР), где

tg Д КУР4= U(j /д0 (S,-(-/?,);

ДКУР всегда имеет знак УСПОс-

Упрощеиный расчет навигацион­ных элементов полета при заходе на посадку. В практике самолетовожде­ния этот способ расчета навигацион­ных элементов получил широкое рас­пространение. В полете экипаж по упрощенным формулам в уме рассчи­тывает элементы полета, что значи­тельно сокращает время и обеспечи­вает требуемую точность. При вы-

Рис. 18 14. Алгоритм вычисления вре­мени и вертикальной скорости ВС на глиссаде снижения с учетом ветра

полнении упрощенного расчета нави­гационных элементов полета для за­хода иа посадку влияние ветра учи­тывается по коэффициентам, которые могут быть рассчитаны для каждо­го типа ВС. Исходными данными для расчета являются навигационные эле­менты полета в штилевых условиях. С применением упрощенного расчета можно определить:

составляющие вектора ветра рас­считываются в уме, пользуясь следу­ющей зависимостью:

УВпоС (90°-

— УВП0С) . . 15 30 45 50

U(,(UB) • • ■ . 0.3U 0,5(/ Q.7U 0.8U

УВ|10С (90°-

— УВиоС) … 60 70 ВО 90

L’c(L’b) . — — . 0,91/ 0,9£/ U U

приближенное значение углов сно­са по участкам прямоугольного мар­шрута:

^СПОсэ= /Спос(з)

^2 (4) = ^2 (4) Ув<

ГДС К пог(э) == ВО/ У|1ос(Э)» ^2(4) ===

= 60/1/2(4). Коэффициент К рассчиты — иастся для конкретного типа ВС и имеет постоянное значение иа участ­ках прямоугольного маршрута;

время полета по участкам прямо­угольного маршрута. Рассматривае­мая задача может быть решена в уме, если несколько упростить фор­мулы (18.8) и (189). Учитывая, что воздушная скорость ВС значительно больше составляющих вектора ветра, можно записать:

^упрі = (^2і/^2)

*упрз=(*зі;/Уз) BV

Отношение t/ представляет собой коэффициент К, позволяющий рас­считать время упреждения. Подстав­ляя полученные значения

‘з-^шт—KsUB;

вертикальная скорость снижения по заданной глиссаде может быть оп ределена по упрощенной формуле:

Сн 1 н ГПТ———- К С в,

где K = tgyHr

При оптимальном УНГ=2°40 Д’« я* 0.05.