Располагаемые моменты бокового управления у вертолетов поперечной схемы
Перепишем формулы (3.26), (3.27) в безразмерном виде:
ту (^нл ^нп)г ~ (ткнп ткип) = (Лнг Т ткн)л — (AHz + ткн)п.
Как известно (см. разд. 1.4), коэффициент продольной силы винта с отклоненным на угол 5В автоматом перекоса может быть представлен
К ~ Ан “ ?Н°15В> (3-33)
где А’н — коэффициент продольной силы винта при неотклоненном автомате перекоса, но при угле атаки а’н, отличающемся от фактического,
«J, = ан — (3-34)
У вертолета поперечной схемы отклонение автомата перекоса складывается из 6В прод (в результате отклонения ручки вперед-назад) и Д5В (дифференциальное отклонение автомата перекоса в результате отклонения педалей):
^вл — ^в. прод + А^в> ^в. п — ^в. прод ~ ^^в • (3.35)
Дифференциальное отклонение автоматов перекоса создает разницу углов атаки левого и правого винтов, поэтому
£>,Д6В — — —-Q-H-rl- = — да^. (3.36)
2
С учетом выражений (3.33) … (3.36) формула (3.32) может быть представлена в виде
ту ~ * ^н. п) ^ ^І^в. прод (^н. л ^н. п) +
Из формул (3.31) и (3.37) видно, что для определения тх и ту при отклонении органов управления удобно представить характеристики несущего винта в виде, при котором могут быть найдены гн и h’H + тк n/z при любых а’н и углах установки 50. Такой график на относительной скорости полета VH = 0,15 для вертолета с н. в. "брасс” показан на рис. 3.54. На нем для примера нанесен контур, охватывающий все возможные сочетания a’HJ1, бол и а’„ л, 50п винтов при максимальном отклонении органов управления на режиме полета с ан = —3°, 30 = 9°. Одна из точек 1 соответствует ан, 60 одного винта, другая точка 1 — а’н, 50 второго винта при отклонении ручки вправо или влево при нейтральном положении педалей. Точки 2 соответствуют отклонению педалей влево или вправо при нейтральном положении ручки. Очевидно, что при отклонении ручки и педалей левый и правый винты попадают на две точки этого контура, равно удаленные по Д50 и Да’н от центральной точки.
Рис. 3.54. Зависимость коэффициентов несущего винта, определяющих моменты управления от а’ц и 50 |
my/z |
Рис. 3-55. Располагаемые моменты управления на околосрывных и срывных режимах полета у вертолетов с разными направлениями вращения винтов. Обозначения режимов полета: А — а’„ = -10е; = 6°; Б — а’„ = -10°; &0 =14°; В — а’н = -10е; 60 =16°; Г -«’„=-3°; 6„ = 16° |
График располагаемых коэффициентов моментов бокового управления, получающийся при обходе показанного контура, близок к графику рис. 3.53, т. е. перекрестные моменты управления относительно невелики, располагаемые моменты бокового управления достаточны.
При н. в. ’’баттерфляй” перекрестный момент рыскания Му К5К, получающийся в результате разницы реактивных моментов правого и левого винтов, увеличивает перекрестный момент, создаваемый разностью про-
дольных сил. Поэтому величина М к велика, в то время как у вертолета
^ £
с н. в. ’’брасс” эти две составляющие имеют разные знаки, и Му к существенно меньше. График (см. рис. 3.54) для н. в. ’’баттерфляй” строится в координатах hH0 + mK H/z, tH, поэтому он растягивается вдоль оси
абсцисс, что соответствует увеличению перекрестного момента МуКЬк.
Участки кривых на рис. 3.54, где коэффициент тяги несущего винта не увеличивается при возрастании а’н, а сумма h’H — mK H/F возрастает, относятся к режимам срыва потока с лопастей несущего винта. Если при отклонении органов управления один из винтов попадает в срыв, то создаваемые им основные моменты управления уменьшаются, а перекрестные моменты увеличиваются. Поэтому график располагаемых моментов управления деформируется и сужается, приближаясь к виду, при котором выполняется соотношение (3.30). На рис. 3.55, а показаны графики располагаемых моментов управления для вертолета с направлением вращения винтов ’’брасс” на четырех режимах полета, характеризуемых величинами а’н и б о до отклонения органов управления. При двух из них «н = — 3°, б0 = 16° и а’н = — 10°, б0 = 16° из-за срыва потока резко уменьшается тх. Режим Б на рис. 3.55, а соответствует предельному моменту Мх, а режим А — предельному моменту Му. В точках 1 перекрестные моменты ту при н. в. ’’брасс” малы. Для вертолета с направлением вращения винтов ’’баттерфляй” (рис. 3.55, б) оба перекрестных момента велики, из-за чего области располагаемых моментов управления значительно уже и недопустимы на всех показанных режимах полета.