УМЕНЬШЕНИЕ МОМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ У МНОГОВИНТОВЫХ ВЕРТОЛЕТОВ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИ ПОЛЕТА
У многовинтовых вертолетов момент управления создается уменьшением общего шага у одних винтов и увеличением — у других. Если последние попадают на режимы срыва потока, то их тяга при увеличении шага не возрастает, и момент управления не создается. Второй, менее очевидной причиной уменьшения моментов управления, является возникновение совместно с основными так называемых перекрестных моментов управления. Последние особенности велики у вертолета поперечной схемы при одном из направлений вращения винтов, поэтому это явление рассматривается ниже в применении к такому вертолету. У вертолета поперечной схемы моменты бокового управления, создаваемые несущим винтом, выражаются формулами (рис. 3.52)
Мх = 2ATz = (Тп — Гп) z;
Му = 2AHz + 2АМК = (Ял — Яп)2 + (AfKJI — Мкп),
где Т, Н, М — тяга, продольная сила, крутящий момент несущего винта; z — расстояние от оси несущих винтов до плоскости симметрии вертолета; л, п — индексы, обозначающие соответственно левый или правый винты. В формуле (3.27) верхний знак относится к показанному на рис. 3.52 направлению вращения винтов (правый винт вращается по часовой стрелке), а нижний знак — к обратному направлению вращения. Для краткости первое направление вращения принято называть н. в. ’’брасс”, а второе — н. в. ’’баттерфляй”. Органом поперечного управления вертолета является дифференциальное изменение углов установки несущих винтов, а путевого — дифференциальное отклонение автоматов перекоса вперед — назад. Поскольку при изменении угла установки несущего винта изменяется не только его дуга, но и крутящий момент и продольная сила, то одновременно с созданием момента крена создается момент рыскания. Аналогично при изменении угла наклона автомата перекоса изменяются не только продольная сила, но и тяга винта, и одновременно с моментом рыскания появляется момент крена. Эти последние, попутно создающиеся моменты, называются перекрестными моментами управления.
Большая величина перекрестных моментов является важной особенностью бокового управления вертолетом поперечной схемы. Для создания момента управления только вокруг одной из осей вертолета необходимо изменить положение двух рычагов управления: и ручки, и педалей. Это усложняет пилотирование; кроме того, максимальный момент управления вокруг одной из осей вертолета зависит от соотношения основных и перекрестных моментов управления. Например, при парировании перекрестного момента рыскания, появившегося при создании момента крена, летчик отклоняет педали, перекрестный момент которых либо увеличивает, либо уменьшает момент крена.
Построим график располагаемых моментов бокового управления, получающихся при максимальном отклонении органов управления (рис. 3.53). По его осям отложены моменты управления Мх, Му. Точки 1,2- соответствуют моментам, получающимся при максимальном отклонении органов управления. Как сказано выше, при отклонении органа управления крена (дифференциальное изменение углов установки
винтов, 25к = 60л — 60п) создаются момент крена Мхк8ктак, а также перекрестный момент рыскания Му к5ктах. Аналогично создаются основной Л/^н5нтах и перекрестный Мхи 8нтлх моменты. Можно получить в любом сочетании моменты крена и рыскания, находящиеся внутри параллелограмма, показанного на рис. 3.53. Если перекрестных моментов нет, то график имеет форму прямоугольника, проходящего через точки 1, 2. В случае параллелограмма максимальная величина одного из моментов оказывется зависимой от величины другого момента. Обо-
Рис — 3.52. К определению моментов управлении вертолетом поперечной схемы Рис. 3.53. Располагаемые моменты управления вертолетом поперечной схемы: А, А’ — моменты при отклонении ручки и 6Н = 0; Б, Б’ — моменты при отклонении педалей и 6э = 0; В — область располагаемых моментов управления; Г — располагавши Шн 6Н 6Э мые моменты при условии Мх Му = Мх Му |
значим максимальный момент при нулевом значении другого индексом шах; Мхтлх — момент при Му = 0 и Мутах — момент при Мх = 0; эти моменты показаны на рис. 3.53. Выразим моменты управления в виде
Мх = МХК8К + МХН8Н; Му = Муи 8Н + МуК8к. |
(3.28) |
Отсюда нетрудно получить, что при Му = 0 |
|
М = (МЬкМЬп — М&иМВк)8 /Л/5" ‘"хгаах Утх Ily шх ту З^ктах/1Г, у • |
(3-29) |
Следовательно, если произведения производных от основных и перекрестных моментов равны друг другу,
МхкМуН = МхнМуК, (3.30)
то Мхтах = 0 при любом 6К. Аналогично Мутах = 0 при любом 8Н. Условие (3.30) выражает ситуацию, когда при парировании перекрестного момента управления основной момент уменьшается до нуля. В этом случае параллелограмм на рис. 3.53 стягивается в наклонную прямую, проходящую через начало координат, так что момент крена может быть создан только одновременно с моментом рысканья, причем оба момента находятся в определенном соотношении. Таким образом, при выполнении соотношения (3.30) полет невозможен, и вертолет с такими характеристиками управления не может существовать. Но нормально управляемый в обычных условиях вертолет может выйти на режимы полета, при которых основные моменты уменьшаются, а перекрестные увеличивают
ся, так что область располагаемых моментов управления сужается до недопустимой величины, а соотношение (3.30) практически начнет выполняться. Такие режимы должны быть обнаружены и запрещены.