ДИНАМИКА БОКОВОГО ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
Изолированное боковое возмущенное движение рассматривается при решении задач, связанных с исследованием боковой устойчивости и управляемости самолета. При этом имеется в виду, что органы управления продольным движением фиксированы, а начальные возмущения параметров продольного движения и возмущающие воздействия, влияющие на продольное движение, отсутствуют. Рассматривается или свободное возмущенное движение самолета с фиксированными органами бокового управления — элеронами, рулем направления, органами непосредственного управления боковой силой — ОНУБС, или движение, вызванное отклонением этих органов (60, 6„, 6Z). Характеристики боковой устойчивости и управляемости играют чрезвычайно важную роль в обеспечении безопасности полета самолета и хорошей маневренности, определяя в значительной мере качество маневров, связанных с изменением направления полета и ориентации самолета относительно земли. Ввиду того, что боковое’движение сопровождается вращением относительно двух осей, оно в известном смысле сложнее, чем продольное. В общем случае при достаточно больших возмущениях боковое движение вызывает существенное изменение параметров продольного движения, т. е. возмущенное движение самолета принимает в этом случае пространственный характер. Таким образом, в отличие от продольного изолированное боковое движение может рассматриваться только при малых возмущениях. Малых в том смысле, Что становится возможным пренебрегать нелинейными членами в уравнениях движения. Кроме того, исследование бокового возмущённого движения независимо от продольного возможно лишь при условии, что гироскопические моменты от силовой установки, нарушающие динамическую симметрию самолета, невелики, а за исходный невозмущенный режим принят прямолинейный горизонтальный установившийся полет без крена и скольжения. При перечисленных допущениях характеристики боковой устойчивости и управляемости определяются с пен мощью достаточно простых математических моделей, позволяющих получить простые инженерные соотношения между характеристиками боковой устойчивости и управляемости, с одной стороны, и конструктивными параметрами и режимами полета самолета, с другой.