ДИНАМИКА БОКОВОГО ВОЗМУЩЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

Изолированное боковое возмущенное движение рассма­тривается при решении задач, связанных с исследованием боковой устойчивости и управляемости самолета. При этом имеется в виду, что органы управления продольным движением фиксированы, а на­чальные возмущения параметров продольного движения и возмуща­ющие воздействия, влияющие на продольное движение, отсутствуют. Рассматривается или свободное возмущенное движение самолета с фиксированными органами бокового управления — элеронами, ру­лем направления, органами непосредственного управления боковой силой — ОНУБС, или движение, вызванное отклонением этих ор­ганов (60, 6„, 6Z). Характеристики боковой устойчивости и управляе­мости играют чрезвычайно важную роль в обеспечении безопасности полета самолета и хорошей маневренности, определяя в значитель­ной мере качество маневров, связанных с изменением направления полета и ориентации самолета относительно земли. Ввиду того, что боковое’движение сопровождается вращением относительно двух осей, оно в известном смысле сложнее, чем продольное. В общем случае при достаточно больших возмущениях боковое движение вызывает существенное изменение параметров продольного движения, т. е. возмущенное движение самолета принимает в этом случае про­странственный характер. Таким образом, в отличие от продольного изолированное боковое движение может рассматриваться только при малых возмущениях. Малых в том смысле, Что становится воз­можным пренебрегать нелинейными членами в уравнениях движения. Кроме того, исследование бокового возмущённого движения незави­симо от продольного возможно лишь при условии, что гироскопиче­ские моменты от силовой установки, нарушающие динамическую симметрию самолета, невелики, а за исходный невозмущенный ре­жим принят прямолинейный горизонтальный установившийся полет без крена и скольжения. При перечисленных допущениях характе­ристики боковой устойчивости и управляемости определяются с пен мощью достаточно простых математических моделей, позволяющих получить простые инженерные соотношения между характеристи­ками боковой устойчивости и управляемости, с одной стороны, и конструктивными параметрами и режимами полета самолета, с другой.