Еженедельник директор-инфо

Константин Евченко

Безопасность
полетов — прежде всего экономическая категория. «Для обеспечения безопасности
требуется финансовая состоятельность, которую необходимо подтвердить. Зачастую
финансовые проблемы вынуждают мелкие авиакомпании экономить на техническом обслуживании,
а это негативно сказывается на безопасности полетов», — говорит Анатолий Павленко,
зам.начальника департамента летных стандартов Министерства транспорта РФ.

На сайте компании FlightSafe Consultants Limited (www.flightsafe.co.uk),
признанного лидера в этой области, опубликован рейтинг безопасности полетов
авиакомпаний мира. Подсчет производился двумя способами: с использованием статистического
анализа авиационных происшествий за последние 12 лет и «фактора безопасности»,
вычисляемого исходя из 10 параметров. Отметим, что рейтинги, полученные на основе
статистических данных, хорошо согласуются с «фактором безопасности». Так вот,
«Аэрофлот» — самая крупная среди российских авиакомпаний (111 самолетов) не
вошла даже в двадцатку самых безопасных перевозчиков.

По мнению экспертов FlightSafe Consultants Limited, одни из самых потенциально
надежных авиакомпаний — KLM Royal Dutch Airlines (Нидерланды), British Airways
(Великобритания), Sabena (Бельгия), Lufthansa (Германия), Air Canada (Канада),
Delta Air Lines (США), All Nippon Airways (Япония), Swissair (Швейцария), United
Airlines (США), Air New Zealand (Новая Зеландия), Finnair (Финляндия), American
Airlines (США), Qantas Airways (Австралия), Horizon Air (США), Japan Airlines
(Япония), Ansett Australia (Австралия), Kuwait Airways (Кувейт), Singapore Airlines
(Сингапур) и Alaska Airlines (США). Как видите, в список (который следует воспринимать
не буквально, а лишь как приблизительную оценку) попали крупные авиационные
компании экономически развитых стран.

По мнению тех же экспертов, следует воздержаться от полетов на воздушных судах
следующих авиакомпаний: Cubana (Куба), Myanmar Airways (Мианмар — бывшая Бирма),
Nigeria Airways, Air Kazakhstan, Merpati Nusantara (Индонезия), Uzbekistan Airways,
Air Afrique, Zambian Airways (Замбия), Kenya Airways и Vietnam Airlines. Далеко
не все благополучно в этом отношении в Индии и Китае, хотя и там есть довольно
надежные перевозчики.

Проведенное исследование еще раз подтверждает, что безопасность полетов — прежде
всего экономическая категория. Таким образом, выбирая, какой авиакомпанией лететь,
лучше руководствоваться экономической ситуацией в стране ее базирования.

Считается, что в крупных зарубежных авиакомпаниях экипаж лучше отобран и подготовлен:
конкурс там составляет 50 и более человек на место. Кроме того, состоятельные
перевозчики могут тратить большие средства на обучение своих пилотов действиям
в нештатных ситуациях. Например, выводу самолета из штопора (из-за чего в России
произошла уже не одна авиакатастрофа). В некоторых авиакомпаниях, например Lufthansa,
бортпроводники имеют базовое медицинское образование, что в критической ситуации
позволит избежать вопросов типа «есть ли на борту врач»?

А что же «Аэрофлот»? По мнению экспертов FlightSafe Consultants Limited, по
безопасности полетов он лишь ненамного опережает авиакомпанию Egyptair (Египет).
Но многие авиационные специалисты в России категорически не согласны с такой
оценкой. В последнее время ведущие российские авиакомпании уделяют вопросам
безопасности полетов на регулярных пассажирских авиарейсах должное внимание.

Если вы состоятельный человек, то не спешите заказывать себе персональный
самолет у авиаброкеров. Лучше воспользуйтесь обычным бизнес-классом солидной
авиакомпании. Наличие на борту кожаного дивана и мебели из красного дерева абсолютно
не повышает безопасность полета. Скорее всего, вы заплатите деньги за рейс на
музейном экспонате. И самое главное, помните — посторонним людям в кабине экипажа
делать абсолютно нечего! Желание «порулить» стало причиной уже не одной авиакатастрофы.

Какой самолет безопаснее?

На конец прошлого года в России эксплуатировалось всего 22 единицы воздушных
судов нового поколения. Из 3931 самолета только 47 — западного производства
(цифры взяты из доклада первого заместителя министра транспорта РФ, руководителя
ГСГА А. Нерадько). Так что выбирать особо не из чего. Современные «Ту-204»,
«Ту-214» и «Ил-96» выполняют всего лишь 6% от общего объема перевозок и часто
простаивают из-за отсутствия запчастей.

Статистика говорит, что из отечественных пассажирских самолетов чаще всего
терпит катастрофы «Ту-154». Однако в Государственной службе гражданской авиации
России заявляют, что у них нет претензий к данной модели. «Ту-154» составляет
основу пассажирского воздушного парка России. Если запретить его эксплуатацию
(на что нет веских причин), то разорятся практически все российские авиакомпании.
Кроме того, большая часть «Ту-154М» соответствует требованиям ИКАО по ограничению
шума, поэтому именно на нем совершается большинство рейсов в Западную Европу.

До последнего времени одним из самых надежных самолетов в мире считался широкофюзеляжный
«Ил-86» (сертифицированный в соответствии с международными нормами). «Ил-86»
был и остается основным туристическим самолетом: чартерные рейсы на нем самые
дешевые.

Ничего плохого нельзя сказать и про остальные пассажирские самолеты гражданской
авиации России. Все воздушные суда, как отечественные, так и зарубежные, перед
запуском в серию проходят сертификационные испытания. Теоретически все пассажирские
самолеты одинаково безопасны. Поэтому в первую очередь при ответе на вопрос
«чем лететь?» необходимо руководствоваться не типом воздушного судна, а тем,
какая авиакомпания и как осуществляет его эксплуатацию.

В авиации принято считать, что четыре из пяти авиационных происшествий (по
данным Международной организации гражданской авиации — 78%) случается по вине
экипажа и наземных служб — так называемого «человеческого фактора». Таким образом,
в большинстве аварий и катастроф техника ни при чем. Данная пропорция, как ни
странно, практически одинакова для авиации всех развитых стран.

Собираясь в полет

Собирая чемоданы в полет, помните, что есть вещи, которые лучше вообще с собой
не брать: помимо взрыво- и пожароопасных предметов (что очевидно) оставьте дома
любые аэрозольные баллоны, даже с пеной для бритья или лаком для волос.

Все металлические колюще-режущие предметы сдайте в багаж. В большинстве европейских
аэропортов уже функционируют трехмерные рентгеновские установки для контроля
ручной клади, так что вам не удастся обмануть оператора, разместив маникюрные
ножнички в сумке под «нужным» углом.

Если вы вынуждены принимать какие-то лекарства, лучше иметь при себе в ручной
клади или карманах минимальный комплект. В любом случае неплохо взять с собой
успокоительные и «сердечные» средства. Дежурная аптечка на борту самолета, конечно,
должна быть, только она запросто может оказаться пустой. На внутренних авиарейсах
иногда могут очень пригодиться обычные салфетки.

Одеться перед полетом лучше в одежду из хлопчатобумажной ткани — она гигиеничнее.
При длительном сидении одежда не должна создавать дискомфорт. Контактные линзы
из-за малой влажности воздуха в самолет лучше не надевать — воспользуйтесь очками.
Женщинам следует отказаться от обуви на высоком или остром каблуке.

И напоследок. Неплохо было бы захватить с собой страховой полис. А любимый
парашют придется оставить дома. Во-первых, все равно не поможет; во-вторых,
вас не пустят с ним в салон; а в-третьих, вам придется объясняться со службой
безопасности компании.

В аэропорту перед посадкой настоятельно рекомендуется купить в дорогу бутылочку
обычной питьевой воды (а не пива или колы). Во-первых, тем самым вы исключите
вероятность вынужденной дегустации какого-нибудь напитка «а-ля Буратино» или
сока неопределенного цвета. Во-вторых, воздух на борту всегда очень сухой (по
техническим причинам), поэтому медики рекомендуют в самолете пить мелкими глотками
побольше воды (особенно это касается полетов длительностью свыше 4 ч). Вы едва
ли повстречаете стюардессу, которая во время 8-часового перелета в пятнадцатый
раз с улыбкой на устах принесет вам стаканчик воды. В-третьих, так вы избавите
себя от «синдрома эконом-класса»: длительная неподвижность вредна для здоровья
(кстати, в самолетах солидных авиакомпаний расстояние между креслами в эконом-классе
составляет не 70–80, а 85–90 см). Можете прихватить в салон и шоколадку на тот
случай, если вы проголодаетесь.

Осторожно, аэропорт!

Когда вы последний раз летели на самолете, сколько при вас было наличных?
Догадываются об этом и бандиты. Заказывая такси в аэропорт, обращайтесь в солидную
фирму. Будет лучше, если вас проводят. Помните: аэровокзал и все подступы к
нему — зона повышенного риска, и заводить новые знакомства здесь нельзя. Не
принимайте никаких подарков и угощений. Иногда рейсы откладывают на неопределенное
время, а вкусно и безопасно для здоровья перекусить можно далеко не во всех
российских аэропортах. Лучше купите печенье и шоколад.

В аэропорту ничего не поднимайте с пола, особенно пачки долларов, свернутые
трубочкой и перевязанные резинкой. Ни в коем случае не берите «посылки» от незнакомых
вам людей, кем бы они ни представлялись. Немного расслабиться вы сможете, только
пройдя паспортный контроль.

Если вас не встречают в аэропорту, как только пройдете таможню и получите свой
багаж, немедленно оторвите все бирки. Затем, выйдя на улицу, сами найдите себе
такси. Отказывайтесь от любых заманчивых предложений и избегайте назойливых
личностей. Кроме вас и шофера в машине не должно быть никаких «попутчиков».
Помните, бесплатный сыр бывает только в мышеловке!

Пристегните ремни!

К сожалению, подавляющее большинство авиационных происшествий не оставляет
пассажирам ни малейшей возможности хоть как-то повлиять на ситуацию. Но если
спустя пару секунд после аварийной посадки человек все еще жив, то его шансы
выжить зависят исключительно от степени подготовленности.

Какое место в самолете самое безопасное? На этот вопрос нет однозначного ответа,
несмотря на многочисленные легенды и спекуляции. Дело в том, что никто никогда
не знает заранее, какая именно авария произойдет.

В то же время вероятность уцелеть в аварии резко повышается, если экипаж и
пассажиры ведут себя адекватно возникшей аварийной ситуации. Перед каждым полетом
бортпроводники проводят инструктаж: показывают направления эвакуации и правила
использования средств индивидуального спасения (спасательного жилета и кислородной
маски). Несколько минут внимания могут стоить вам всей оставшейся жизни. Поэтому
не поленитесь прочесть памятку пассажиру, находящуюся в кармане впереди стоящего
кресла!

А что если?

Когда самолет совершает аварийную посадку, то пассажирам, как правило, об
этом не сообщают. Даже если в полете отказал один из двигателей. Авиакомпаниям
не нужны лишние проблемы. Забудьте обо всем, что вы видели в кино.

Если произошла декомпрессия (разгерметизация) салона, сопровождаемая сильным
шумом и свистом, не пытайтесь искусственно задержать дыхание — можно повредить
легкие. Незамедлительно наденьте кислородную маску, чтобы не потерять сознание
от недостаточного парциального давления кислорода. Для здорового человека взрывная
декомпрессия салона на высоте до 11 км не смертельна, поэтому многие отечественные
самолеты кислородными масками не оборудованы вовсе. На высоте около 2 км человек
сам приходит в сознание.

Если самолет на земле, а в салоне появились явные признаки возгорания (едкий,
удушливый дым темного цвета), не ждите особых приглашений к эвакуации. Рассчитывайте
не более чем на 40 секунд. Про ручную кладь забудьте. При пожаре на борту воздушного
судна материалы обивки салона выделяют ядовитые вещества, поэтому основная опасность
— отравление токсичными газами и потеря сознания. При пожаре в салоне очень
быстро станет темно. Для ориентации по бокам прохода во многих самолетах предусмотрены
специальные световые полоски. Становитесь на четвереньки и ползком, чтобы не
наглотаться ядовитого дыма, максимально быстро двигайтесь за огнями световой
полоски в направлении ближайшего аварийного выхода. Главное — не вдыхайте ядовитый
дым. Если в проходе паника, добраться до выхода можно по сиденьям, опуская вперед
спинки кресел.

Запомните раз и навсегда: основные и аварийные выходы могут открываться как
наружу, так и вовнутрь! Это уже стоило не одного десятка человеческих жизней.

Знайте, что аэронавигационный запас топлива у пассажирского самолета на 100
мест составляет порядка нескольких тонн. Держитесь от горящего самолета подальше.

Аварийное приводнение опаснее аварийного приземления, когда самолет встречают
пожарные и спасатели. Спасательные жилеты можно надувать только вне самолета,
иначе они помешают быстро покинуть салон. Если вам было суждено оказаться в
воде, то ваш главный враг даже в Индийском океане — переохлаждение организма.
Старайтесь не мочить голову и ни в коем случае, даже при сильной жажде, не пейте
морскую воду.

Чтобы подать сигнал бедствия, используйте принцип «тройки»: три костра, три
свистка, три вспышки и т.п. Иначе вас могут просто не заметить.

Дураки и дороги

Как ни странно, снижению безопасности полета способствуют и сами пассажиры.
Особенно этим славятся наши соотечественники.

Основной «камень преткновения» — запрет на курение на борту воздушного судна.
Большинство российских граждан абсолютно уверены, что он введен исключительно
«для злости», а не ради безопасности полета. Имейте в виду, что если вы находитесь
на борту заботящейся о безопасности полетов авиакомпании, то курение в салоне
(равно как и в туалете, где установлены датчики дыма) и отказ от требования
немедленно погасить сигарету вызовет вынужденную посадку в ближайшем аэропорту,
где курильщика ожидает общение с представителями полиции. Так как вынужденная
посадка по вашей вине уже произошла, то в лучшем случае для оплаты штрафа вам
придется продать квартиру, в худшем — несколько лет тюремного заключения. Для
примера: один наш «умелец» пытался в салоне самолета зажигалкой дать «вторую
жизнь» алкалиновой батарейке от плеера. В итоге — вынужденная посадка, обвинение
в терроризме и огромный штраф вместо положенной тюрьмы. Вы спросите, отчего
такие драконовские меры? Пожар на борту воздушного судна длится не как в кино
— две серии, а несколько минут, и потушить его практически невозможно.

На высоте 10–11 км (именно там происходит крейсерский полет) давление в кабине
пассажирского самолета соответствует высоте чуть более 2 км над уровнем моря.
Это вполне приемлемо для здорового человека (он еще не испытывает симптомов
кислородного голодания), но не для любителей спиртного. Они часто не учитывают
фактор пониженного атмосферного давления в кабине и жестоко ошибаются в безопасно
допустимой дозе алкоголя. Бывали случаи, когда пассажиры, напившись до «зеленых
чертей», пытались открыть аварийный выход или выбить иллюминатор. (Ради удовлетворения
интереса приводить в действие аварийные выходы и средства спасения тоже не стоит
— это очень дорого обойдется.) Такого «героя» необходимо приматывать скотчем
к сиденью и без сожаления сдавать полиции. А вдруг у него бы получилось? Кстати,
по российскому законодательству подобное поведение приравнено к мелкому хулиганству.
За рубежом буйным пассажирам дают несколько лет тюрьмы, чтобы они подумали о
возможных последствиях своего поведения.

А теперь об особенностях национальной езды — незастегнутых ремнях безопасности.
В России, где год за годом в автокатастрофах людей гибнет больше, чем во всей
остальной Европе вместе взятой, ездить непристегнутым считается чуть ли не доблестью.
Привязные ремни в пассажирском самолете, как правило, не снабжены как в автомобиле
преднатяжителями, поэтому их нужно не просто застегнуть, сделав «одолжение»
стюардессе, но и непременно натянуть. Иначе возможно чреватое страшными травмами
«проскальзывание» под ремень, когда человек по инерции оказывается с ремнем
на грудной клетке. После того как вы натянули привязной ремень, попробуйте несколько
раз его расстегнуть. Многие забывают, что замок работает не как автомобильный,
и пытаются «надавить кнопку», а это — драгоценные секунды на спасение. При взлете
и посадке не забудьте опустить подлокотники кресла.

Когда погаснет световое табло «Пристегните привязные ремни», можно расслабить
натяжение ремня, но совсем его расстегивать не стоит. Даже на высоте крейсерского
полета случаются внезапные вертикальные порывы воздуха (до 70 км/ч в прозрачной
атмосфере и до 180 км/ч в грозовом фронте). При этом все незакрепленные предметы
(в том числе и пассажиры) кратковременно отрываются от насиженных мест и падают
там, где придется. Опытным бортпроводникам это явление хорошо известно.

Другая проблема — включенные мобильные телефоны на борту. Ими категорически
нельзя пользоваться на протяжении всего полета. Мало того, мобильный аппарат
необходимо полностью выключить, а не перевести в режим виброзвонка. Если вы
прочитаете контракт с оператором мобильной связи, то немало удивитесь своему
обязательству выключать сотовый телефон еще вблизи границ аэропорта. На время
полета придется отказаться и от любых радиопередающих устройств. Например, карманных
ПК или ноутбуков, оснащенных беспроводным радиоинтерфейсом. Последствия могут
быть такими же, как и при курении на борту.

И в заключение

Очень не хочется заканчивать статью на пессимистической ноте, поэтому вернемся
к статистическим данным. Оказывается, летать на самолете гораздо безопаснее,
чем, скажем, ездить на автомобиле. Не верите? Попробуйте вспомнить, сколько
ваших знакомых побывало в автомобильных авариях?

По статистике на 855 тыс. вылетов приходится только одна катастрофа с человеческими
жертвами. Другими словами, если пассажир пролетел 15 тыс. км, то его шансы погибнуть
в авиакатастрофе в прошлом году были приблизительно 1 к 266 000. Поразмыслив
над этим, вы поймете, что самолет на сегодняшний день — один из самых безопасных
видов транспорта.


Tweet

Источник: http://www.directorinfo.ru/article.aspx?id=13414&iid=560