Авиационные генераторы переменного тона

На самолетах и вертолетах в качестве источников перемен­ного тока применяют, кроме электромагнитных преобразователей, синхронные генераторы серии СГС (синхронный генератор само­летный) и серии СГО (синхронный генератор однофазный). На

рис. 17 приведена схема однофазного генератора переменного тока.

Принцип действия синхронного генератора основан также на использовании законов электродинамики.

Подпись:Подпись:Вокруг оси вращается двухполюсный постоянный магнит, охваченный неподвиж­ным витком. В активных сто­ронах по закону электромаг­нитной индукции (правило правой руки) будет наводить­ся переменная э. д. с., ампли­туда которой пропорциональна магнитной индукции В, дли­не / и скорости v перемещения проводника, Т. е. Етах = Blv. Причем, э. д. с. в проводни­ках, расположенных на проти­воположных сторонах витка, складываются. Результирую­щая э. д. с. будет изменяться во времени с периодом

Т = сек, (1.2)

где п — скорость вращения магнита, об/мин.

Следовательно, с концов не­подвижного витка можно сни­мать переменный ток часто­той

f = ~Т = ~т, сек-

Подпись:

Авиационные генераторы переменного тона Авиационные генераторы переменного тона

В общем случае, когда число пар не 1, а р, то частота переменного тока

В практике для увеличения э. д. с. и тока вместо постоянных магнитов используют электромагниты, обмотки которых называют­ся обмотками возбуждения. Обычно они размещаются па вращающейся части — роторе и питаются постоянным током, который подводится с помощью щетки и колец.

Обмотки переменного тока (однофазные или трехфазные) укладываются на неподвижной части — статоре.

Наиболее распространены трехфазные синхронные машины, в которых векторы соседних фаз сдвинуты относительно друг друга на 120 электрических градусов. Это достигается соответству­ющим пространственным размещением трех обмоток статора,

как показано на схеме (рис. 18).

Авиационные генераторы переменного тонаПодпись: Рис. 19. Схема генератора с независимым возбуждением. Обмотка .возбуждении питается от сети постоянного тока В зависимости от спо­соба питания обмоток воз­буждения различают генера­торы с независимым возбуж­дением и с самовозбужде­нием.

В генераторах с не­зависимым возбуж­дением обмотка возбуж­дения питается постоянным током от сети (рис. 19) или от возбудителя (рис. 20) генератора постоянного тока параллельного возбуждения, находящегося на одном валу с синхронным генератором.

В генераторах с самовозбуждением обмотка воз­буждения питается постоянным током (рис. 21), который получа­ется за счет выпрямления обычно полупроводниковыми выпрями­телями переменного тока генератора.

Для самовозбуждения синхронного генератора необходимо вы­полнение трех условий:

магнитная система машины должна обладать остаточным на­магничиванием;

ток в обмотке должен создавать поток такого направления, ко­торый совпадал бы с потоком остаточного намагничивания;

сопротивление цепи возбуждения должно быть меньше опре­деленного значения.

Привод генераторов переменного тока осуществляется сле­дующими способами:

непосредственный привод от вала авиадвигателя;

привод от вала авиадвигателя через муфту постоянной скоро­сти вращения;

Подпись: Рис. 21. Схема генератора с само-возбуждением.’. Питание обмотки возбуждения генератора от выпря-мителя
Подпись: Рис. 20. Питание обмотки возбуждения генератора от специального воз- біднтеля

привод от вспомогательного воздушнотурбинного двигателя, питаемого воздухом от компрессора авиадвигателя (турбопривод);

привод от автономного газотурбинного двигателя (газотурбин­ный привод).

При непосредственном приводе от вала авиадвигателя в связи с изменением скорости вращения генератора изменяется частота переменного тока. В этом случае напряжение стабилизируется с помощью угольных регуляторов (как в генераторах постоянного тока — воздействием на ток возбуждения). Частота не стабилизи­руется, поэтому к генератору подключают лишь те потребители, работа которых не зависит от изменения частоты переменного тока.

В приводе вала от авиадвигателя через муфту постоянной ско­рости вращения, находящейся между ведущим и ведомым валами, изменением передаточного числа между валами обеспечивается постоянство скорости вращения генератора. В качестве муфты используются гидравлические, механические и электромагнитные устройства.

В турбоприводе воздух от компрессора авиадвигателя подает­ся на вход воздушной турбины, проходит через сопловой аппарат, турбинное колесо и выбрасывается в атмосферу. Скорость враще­ния турбины, которая через редуктор подается на генератор, регу­лируется изменением проходного сечения сопла.

Газотурбинный привод обеспечивает работу генераторов при неработающих авиадвигателях. От одного газотурбинного двигате­ля могут получать вращение сразу несколько генераторов.

Подпись: Г 1 Рис. 22. Схема генератора СГО-8

Все три последние приводы позволяют стабилизировать часто­ту переменного тока, что необходимо для осуществления парал­лельной работы синхронных генераторов.

Устройство авиационных синхронных гене­раторов. Синхронные генераторы, устанавливаемые на самоле­тах и вертолетах, имеют закрытое исполнение, фланцевое крепле­ние и охлаждаются воздухом, продуваемым через внутреннюю по­лость генератора.

В зависимости от места расположения обмотки возбуждения генераторы бывают нормальной и обращен но й конструкции. Под нормальной конструкцией генератора пони­мают такую, когда обмотка возбуждения размещается на роторе, а обмотка переменного тока — на статоре генератора. В генера­торах обращенной конструкции обмотка возбуждения расположе­на на статоре, а обмотка переменного тока — на роторе.

На рнс. 22 изображена схема генератора СГО 8 (обращенной конструкции).

Начала трех фаз обмотки переменного тока выведены через контактные кольца на клеммную коробку (клеммы Cl, С2, СЗ). К клеммам Uі, £/2, соединенным с обмоткой возбуждения генера­тора, подводится напряжение постоянного тока. Катушки обмотки возбуждения расположены на полюсах статора.

На самолетах и вертолетах трехфазные синхронные генераторы часто используются для получения однофазного переменного тока, напряжение которого снимается с двух клемм. Например, с клемм С1 и С2 или с С2 и С5 и т. д