Особенности эксплуатации авиационных генераторов
В процессе эксплуатации наиболее тщательного ухода требуют коллектор и щеточный узел. В высотных условиях щетки и коллектор подвержены большому износу. Недостаточный контроль за их состоянием может привести к нарушению норматьнои работы генератора и даже выходу его из строя.
Коллектор нужно содержать чистым, а щетки должны легко перемещаться в обоймах щеткодержателей, не иметь трещин и сколов, хорошо прилегать к коллектору; поверхность прилегания должна быть гладкой, блестящей и без царапин.
В случае износа щетки заменяются. При этом производится их притирка к коллектору с помощью стеклянной бумаги ЛЬ L80 и 220 (наждачную бумагу применять нельзя) и пришлифовываются.
Чистят загрязненный коллектор чистой хлопчатобумажной тканью, слегка смоченной бензином. Загрязнения, не смываемые бензином, удаляют мелкой стеклянной бумагой № 180 или 220 Кроме того, в процессе эксплуатации контролируется: затяжка клеммовых гаек и болтов, целостность контровки; внешнее состояние и крепление генератора; прочность крепления шланга воздухопровода к патрубку обдува и патрубка к щиту генератора;
отсутствие посторонних жидкостей (масла, керосина) внутри генератора;
легкость вращения якоря (исправность подшипников).
Регулирование напряжения генераторов с помощью угольных регуляторов. Нормальная работа потребителей электрической энергии на самолетах возможна лишь при неизменном напряжении их питания. Известно, что напряжение генератора
U = Е — //?« = саФ — /Ф„, (1.4)
где Е — э. д. с. генератора; с — коэффициент, определяемый конструктивными параметрами генератора; п — скорость вращения генератора; Ф — магнитный поток возбуждения; I, RH— ток нагрузки и внутреннее сопротивление якоря генератора.
Так как скорость вращения п и ток нагрузки / изменяются в широких пределах, то для поддержания напряжения генератора постоянным необходимо воздействовать на величину Ф магнитного потока машины. На практике эго осуществляется с помощью регуляторов напряжения, которые автоматически изменяют величину сопротивления цепи обмотки возбуждения.
В зависимости от характера изменения данного сопротивления различают регуляторы непрерывного и дискретного действия. Последние в настоящее время в авиации практически не применяются.
Регуляторы непрерывного действия обеспечивают плавное изменение сопротивления цепи возбуждения. К ним относятся угольные, полупроводниковые и дроссельные регуляторы напряжения.
Принцип действия угольных регуляторов напряжения. В угольных регуляторах регулируемым сопротивлением в цепи возбуждения является столб, набранный из 40—60 шайб 2 (рис. 23, а). Контакт с крайними шайбами осуществляется металлическими пластинками 1.
На рис. 23, б приведена зависимость величины электрического сопротивления Ryc угольного столба от силы F сжатия его.
При изменении силы давления на угольный столб от нескольких граммов до 5—7 кг сопротивление угольного столба изменяется в пределах от 30—50 до 0,1—0,3 ом.
Процесс стабилизации напряжения генератора с помощью угольного регулятора осуществляется следующим образом. Если напряжение U (рис. 24) генератора увеличивается, то возрастает ток в обмотке электромагнита и его сила F3. Якорь Я перемещается ближе к сердечнику С электромагнита, ослабляя давление пружины на угольный столб. Сопротивление угольного столба RyC возрастает, ток в обмотке возбуждения WB уменьшается и напряжение генератора восстанавливается.
При уменьшении напряжения генератора процесс регулирования происходит в обратном порядке. С помощью сопротивления, включенного последовательно с обмоткой W:„ осуществляется настройка регулятора на заданное напряжение. Угольные регуляторы обеспечивают стабилизацию напряжения авиационных генераторов с точностью до ±3-е-10%.
Зв