РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

Посмотрим теперь, что будет показывать идеальный указа­тель скорости при движении в сжимаемой жидкости (воздухе).

Выведем прежде всего формулу для давления в критиче­ской точке (полного давления), которой мы часто будем пользоваться в дальнейшем. Рассмотрим сначала случай дозву­ковой скорости (М<1).

Вместо уравнения Бернулли для воздуха возьмем уравнение теплосодержания

срТх— А*>Г-=срТн-)г Л ^— = const. (4.4)

В критической точке, где V’i = 0, имеем

Подпись: AV2 2&Р — Т ffQ — Тн — f

С другой стороны, при адиабатическом торможении

Подпись: Рно РЕ
РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

k

где рНо—давление в критической точке (полное давление);

отсюда

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

Рно —Рн ^

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ Подпись: (4.5)

Добавляя известное уравнение термодинамики

Таким образом «а диафрагму указателя скорости действует перепад давлений (скоростной напор) *

Подпись: <7сж — Рно Рн — Рн Подпись: РяКМ*-1 Ьрн 1 Подпись: (4.6)
РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

k

і Обычно под скоростным напором понимают величину <7= ——„ как

и для несжимаемой жидкости. В отличие от этого понятия мы величину Рно"рн обозначаем знаком <7СЖ (скоростной напор с учетом сжимаемо­сти воздуха).

для воздуха (6=1,4), следовательно,

(4. 6′)

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

При нормальных условиях (/70=760 мм рт. ст., А>=15°С)

:760[(1 +0,13334* 10“61/2)3’5— t] мм рт. ст., (4.7)

где V — в км/час.

Шкалы указателей скорости для дозвуковых Скоростей (i/.< 1224,72 км/час) размечаются именно по формуле (4.7)-— см. табл. 5.

Таблица 5

0,8584 • l0~6 1/7 (Vі — 214277)2’5

Подпись: При РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ
РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

Таблица для тарировки указателя скорости и спидографа

а — 340,2 мсек = 1224,72 кмічас; р0 — 760 мм рт. ст. = 10332,3 мм вод. ст.

V

км/час

і

1

Ясж

ММ ВОД. СТ. |

V

кмічас

Я сж

ММ вод. ст.

Я сж

мм рт. ст.

V

км/час

Я сж

мм рт. ст.

50

12,1

650

2184

160,7

1250

713,4

100

48,3

700

2561

188,4

1300

787,2

150

108,9

750

2976

218,9

1400

947,2

200

194,1

800

3429

252,2

1500

1125,4

250

304,6

850

3923

288,6

1600

1317,6

300

440,5

900

4461

328,1

1700

1525,5

350

602,5

950

5045

371,1

1800

1748,8

400

792,0

1000

5680

417,8

450

1009,5

1050

468,3

500

1256

1100

522,8

550

1533

1150

581,5

600

1842

1200

645,3

Поэтому, как и в случае несжимаемой жидкости, при полете в нормальных условиях идеальный указатель скорости покажет истинную скорость полета.

Посмотрим теперь, что будет измерять указатель скорости при полете в условиях, отличных от нормальных, в сжимаемом воздухе. Обозначим показания идеального прибора символом V}3 и будем называть эту величину земной индикаторной скоростью. Так как тарировка производится по формуле (4.7), то и перепад давлений будет равен перепаду, вычисляе­мому по этой формуле. С другой стороны, этот перепад равен величине, получаемой по формуле (4.6). Приравнивая обе ве­личины, получим уравнение для определения скорости V:

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ
k

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

ь

k^T

Для несжимаемой жидкости (при /г->оо и————- Д) мы по-

k— 1

лучим ИЗ ЭТОЙ формулы предельным переходом Vi=Vi з. С дру­гой стороны, при рн=Ро формула (4.9) также дает Vi=Vi*. Таким образом при полете на уровне моря по — высо­томеру (т. е. при рн=Ро = 7ЪО мм рт. ст.) идеальный указатель скорости дает всегда индикатор­ную скорость независимо от величины темпе­ратуры.

При давлении рн Ф ро индикаторная скорость V4 согласно формуле (4. 9) отличается от Vi3, причем она зависит от рн, т. е. от барометрической высоты. Разность

Wc* = Vt-Vla (4.10)

называется поправкой на сжимаемость.

Заметим, что традиционный термин «поправка на сжимае­мость» не совсем точен Фактически наибольшая доля поправки

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

i

 

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

k + p0V~

2 kpH

 

(4.11)

 

tPo^J

Ph

 

2(6-1)

 

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

 

і

£ ^ р°у і

Po^l

*+!)* .

ЬРо

Т

і

•se

2 kpb

{

PoVl

4——— — 2(k — 1)

Ро

При полете на уровне моря (рд = р0) будем иметь

*7сж Р о

0,8584* 10~ 6 К7

(К* — 214277)-

2,5

— 1

мм рт. ст.,

(4.13)

 

= 760

 

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

Рн

 

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

k—і

 

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

(4.14)

 

■2 (Л — 1)

 

)

 

Ро

 

 

И здесь удобнее вычислять сначала не скорость 1Л, а по­правку на сжимаемость $VcyK = Vi— Vi3.

Так как расчеты по формуле (4.9) при М<1 и решение уравнения (4. 14) при М>1 весьма затруднительны, то обычно заранее составляются номограммы, при помощи которых непо­средственно определяется ЗКСЖ ПО известным величинам Viz и Нр(рн). Номограмма этого типа приведена на фиг. 4.3. По оси абсцисс отложена земная индикаторная скорость Viz, а по оси ординат — поправки 8КСЖ. Параметром сетки кривых служит барометрическая высота (по идеальному высотомеру).

Заметим, что поправка 8КСЖ всегда отрицательна при рн <j? o — Иначе говоря, идеальный указатель скорости всегда показывает не индикаторную, а несколько завышенную скорость. Этим объ­ясняются частые недоразумения, когда летчик уверен, что до­стиг в полете большей скорости, чем это было в действительности.

Ниже будет показано, что число М есть также функция Vl3. и высоты. Следовательно’, на той же номограмме мы можем нанести кривые M=const. Кривая М=1 разделяет область до­звуковых и сверхзвуковых скоростей.

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

Казалось бы, что вследствие наличия скачка статическое давление около приемника сильно увеличивается по сравнению с атмосферным. Однако статические отверстия на приемниках располагаются на таком расстоянии от носка, что поток успевает снова разогнаться и в статической полости насадка получается, то же давление, что и до скачка. Таким образом ни в дозвуко вой, ни в сверхзвуковой областях нет необходимости вводить по­правку на сжимаемость для статического давления,— поправка относится только к полному давлению (поэтому поправка на сжимаемость не относится к высотомеру).

Резюмируем этот параграф: если даже указатель скорости и высотомер работают — идеально, то и в этом случае необходимо, во-первых, вво­дить поправку1 на сжимаемости, а затем вы­числять истинную скорость относительно воз­духа по формуле (4.3).

Фактически приборы работают не идеально и приходится вводить еще ряд поправок, о которых будет речь итти ниже.

§ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА М ПОЛЕТА

Число М полета можно определить двумя способами: пере­счетом через измеренную скорость полета и непосредственно по указателю числа М. В настоящее время первый способ является более точным.

Число М выражается весьма просто через индикаторную скорость. В самом деле, учитывая, как мы это делали выше, фор­мулу (1.7), можем написать

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ Подпись: (4.15) (4.15')

а У kpH

Если мы Vi выразим через земную индикаторную скорость Vi3 по формуле (4.9), то из формулы (4.15) получим зависи­мость числа М от Vіз и рн:

M=f(Vi3,pH), (4.16)

так как в правой части (4. 9) все остальные величины являются постоянными.

Мы видим, что на заданной барометрической высоте (т. е. при заданном давлении рн) число М зависит только от индикаторной 7» или земной индикаторной скорости Vi3 .

Это положение весьма полезно и удобно в методическом от­ношении, так как дает возможность определить число М полета только по показаниям указателя скорости (спидографа) и вы­сотомера (барографа), между тем как для определения истинной скорости нужно еще знать темпера­туру воздуха.

Так как зависимость (4. 16) имеет сложный вид, то на прак­тике для определения числа М пользуются номограммой типа, изображенной на фиг. 4. 4.

Подпись: § 3. Определение числа М полета

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ

В последнее время получили распространение приборы, не­посредственно показывающие число М.

Число М зависит от отношения полного и статического давления по уравнениям Бернулли (для дозвуковых скоростей) и Релея (для сверхзвуковых скоростей):

Подпись: при М> 1.Pm = k+ М2 Г (*+!)* мз І * рИ 2 [4Ш2-2(і6- 1)J

РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ В СЖИМАЕМОМ ГАЗЕ Подпись: (4.17)

Подставляя &=1,4, получим

Следовательно, связывая перемещение мембраны полного напора с перемещением мембраны статического давления спе­циальным делительным механизмом таким образом, чтобы в ре­зультате получалось их отношение, получаем перемещение, за­висящее от числа М и, следовательно, измеряющее число М.

Для градуировки или тарировки указателя числа М в лабо­раторных условиях в динамическую камеру подается давление или в статическую — разрежение; соответствующее число М определяется по формулам (4. 17) или по табл. 6.

Таблица 6

м

Pm

Рн

М

Ешг

Рн

М

Рно

Рн

0

1,0000

0,70

1,3870

1,20

2,4075

0,1

1,0070

0,75

1,4524

1,25

2,5569

0,25

1,0444

0,80

1,5244

1,30

2,7130

0,30

1,0644

0,85

1,6038

1,35

2,8770

0,35

1,0884

0,90

1,6928

1,40

3,0480

0,40

1,1166

0,95

1,7874

1,45

3,2284

0,45

1,1491

1,00

1,8928

1,50

3,4130

0,50

1,1862

1,05

2,0079

_

0,55

1,2288

1,10

2,1328

0,60

1,2755

1,15

2,2650

Таблица для тарировки указателя числа М

При Msg 1 ^-=(1 +0.2М2)3’5; при М > 1 — =

Рн Рн

166,92 М7 (7 м* — 1)2,5

Нужно отметить, что если при тарировке указателя скорости нас интересует только перепад давлений в приборе, не завися­щий от абсолютной величины подаваемого в динамический шту­цер давления или в статический — разрежения, то при тарировке указателя числа М для определения отношения давлений прак­тически необходимо знать абсолютную величину на­ружного (барометрического) давления, от которого по мано­метрам отсчитываются давления р 0 и рн в отдельности.

С другой стороны, так как число М зависит непосредственно

„ Рно

не от давления Рн, т. е. от высоты, а от отношения давлении— ,

Рн

то ясно, что в показания указателя числа М не нужно вводить поправки на сжимаемость.