РАБОТА УКАЗАТЕЛЯ СКОРОСТИ И ВЫСОТЫ. В НЕСЖИМАЕМОЙ ЖИДКОСТИ
На фиг. 4. 1 изображена обычная схема указателя скорости. Приемник состоит из двух камер: статической камеры Е и так называемой динамической камеры (точнее — камеры полного напора или полного давления) F. Давле-
ние в статической камере передается по трубопроводу в статическую полость В указателя скорости и полость D высотомера. Полное давление рно передается в динамическую полость А указателя скорости. Обе камеры указателя скорости А и В разделены гибкой диафрагмой (мембраной), которая может прогибаться под действием разности давлений. Прогиб мембраны при помощи специального механизма передается на стрелку, которая дает отсчет по шкале прибора в случае визуального указателя скорости или пишет на ленте в случае самописца скорости (спидографа).
^попц(Рно) Приємним /Рсга. т(Р") с —
Отверстия статичен
мой камеры
Вину ум —
Высотомер дорости ( барограф) (спидограф )
Фиг. 4. 1. Схема работы указателя скорости и высотомера.
Из второй полости С высотомера воздух выкачан; она отделена от полости D диафрагмой, которая может прогибаться под действием разности давлений; этот прогиб преобразуется в отклонение стрелки высотомера или самописца высоты (барографа).
Схема высотомера не нуждается в особом пояснении. Для того чтобы разобраться в схеме указателя скорости и принципе его действия и отвлечься от второстепенных факторов и поправок, рассмотрим сначала работу условного, идеального указателя скорости. Идеальным будем называть указатель скорости, который:
1) имеет идеально точный механиЗхМ, не дающий инструментальных поправок;
2) получает полное и статическое давление от идеального приемника, измеряющего эти давления без искажений, вызываемых особенностями обтекания самого приемника и влиянием возмущенного поля давлений вблизи самолета в месте расположения приемника.
Предположим сначала, что весь прибор предназначен для измерения скорости при стационарном движении самолета в несжимаемой жидкости. Пусть при этом приемник движется па — 5 772
раллельно собственной оси и самолет, как было условлено выше, не оказывает на поток воздуха никакого влияния. Обратим движение и будем считать, что приемник неподвижен, а воздух обтекает его, причем скорость воздуха далеко перед приемником равна скорости самолета V. Напишем уравнение Бернулли для несжимаемой жидкости:
V2 1/2
Pi + ?— =Рн + ? -^=Рвъ = const, (4.1)
где pi и Vi—давление и скорость в относительном потоке в какой-нибудь точке вблизи приемника; ряи V—давление и скорость потока далеко перед самолетом, т. е. атмосферное (статическое) давление окружающего воздуха и скорость полета.
При указанных выше предположениях можно считать, что на боковой поверхности цилиндрического приемника, где расположены отверстия, ведущие в статическую камеру, скорость потока V равна скорости самолета V и, следовательно, pi=p//. Иначе говоря, давление в статической камере приемника и в статической полости указателя скорости рст равно атмосферному давлению рн.
С другой стороны, на входе в динамическую камеру приемника, расположенном спереди, имеем критическую точку (Уі — = 0) и, следовательно, давление ря0 в этой точке, в динамической камере приемника и в динамической полости указателя скорости (полное давление) определяется из уравнения
РяУ2
2
РнУ2 2 |
Таким образом на диафрагму указателя скорости действует перепад давлений, иначе называемый скоростным напором:
Следовательно, указатель скорости измеряет вообще не относительную скорость самолета V (относительно воздуха), а ско ростной напор q. Если бы плотность воздуха не изменялась, то скоростной напор был бы однозначно связан со скоростью и шкалу указателя можно было бы разметить по величине скорости; фактически это и делается при разбивке шкалы указателя
скорости, причем за плотность рн принимают ро^—- кг • сек2/м*.
8
т. е. плотность воздуха при нормальных условиях (р0 = = 760 ммрт. ст., г = 15° С).
Таким образом мы приходим к следующему важному выводу: при полете в нормальных условиях, когда пло-тность воздуха равна р0, идеальный указатель скорости показывает истинную ско — оость самолета относительно воздуха.
Что же покажет такой прибор при полете в условиях, отличных от нормальных (ря^Ро)? Пусть при этих условиях прибор показывает скорость Vi. Этой скорости согласно разбивке шкалы
РоИ?
соответствует скоростной напор ■—~
?н^2 „
пор равен —— ; приравнивая обе величины, получим
РиУ* PoVf
А =0,379 — Т
Следовательно, в этих условиях в показания даже идеального прибора следует вносить поправку на изменение плотности и скорость вычислять по формуле (4.3).
Величину Vi=VVд, т. е. величину скорости, которую покажет идеальный указатель скорости при полете со скоростью V при относительной плотности Л, называют индикаторной скоростью. Она играет очень важную роль не только как величина, определяющая истинную скорость, но еще и потому, что в горизонтальном установившемся полете самолета она при заданном весе полностью определяет его коэффициент подъемной силы. В самом деле, из равенства
G=-LCysPv
справедливого для горизонтального полета, легко получить равенство
G = — ycyspov3i’
из которого видно, что при заданном весе коэффициент су однозначно связан с индикаторной скоростью. Вследствие этого летчик «ощущает» в полете не истинную, а индикаторную скорость, так как именно она в основном определяет режим полета (только на большой скорости, когда начинает проявляться влияние сжимаемости, близко к кризисным режимам начинает играть роль второй фактор — число М полета).