Защита генераторов постоянного тока и аккумуляторов от обратных токов

На самолете включение генератора на сеть должно происхо­дить, когда его э. д. с. Ег станет больше напряжения сети 0С. При условии Er<zUc из сети в генератор потечет обратный ток, вели­чина которого определяется равенством

Подпись: (1.9), ис-Ег

Яя + Дщ*

где Rn и /?щ — сопротивление обмотки якоря и щеток генератора (обычно /?я>Ящ).

Так как в самолетных генераторах сопротивление RH мало (на­пример, для ГСР-12000 /?я=0,0057 ом), то уже при небольшой разности Ос—Ет обратные токи могут достигать значительной 2* 35

величины. Обратный ток опасен как для генератора, так и для ак­кумуляторной батареи. Поэтому чтобы защитить генератор от обратных токов, применяются специальные аппараты, называемые дифференциально — минимальными реле — ДМР.

Д. МР выполняет следующие функции:

подключает генератор к сети, когда его напряжение выше на­пряжения сети на 0,3—0,7 в (0,2—1,0 в);

исключает включение генератора с неправильной полярностью в сеть;

отключает генератор от сети при определенной величине обрат ного тока и др.

На самолетах и вертолетах устанавливаются дифференци­ально-минимальные реле типов ДМР-400АМ, ДМР-600АМ, ДМР-400Д, МДМР-400Т, ДМР-600Т и др.

Устройство ДМР. Основными узлами ДМР являются поляри­зованное реле, контактор и ряд вспомогательных реле.

Поляризованное реле (рис. 29) имеет две стальные пластины (магнитопроводы) 5, между которыми установлены три постоян­ных магнита 6 (на рис. 29′ показан только один магнит). К пла­стинам прикреплены полюсные наконечники, между которыми по­мещается якорь 3 — стальная пластинка, поворачивающаяся вокруг оси А.

При пропускании тока по обмоткам 1, 2, как показано на рис. 29. справа якорь будет иметь северный полюс, а слева — южный. Маг­нитный поток при этом замыкается в цепи, показанной пунктирной линией — В результате якорь повернется против часовой стрелки н замкнет контакты К1.

При обратном протекании тока по обмоткам 1, 2 контакты К1 размыкаются. Так как реле не имеет противодействующей пружи­ны, то при обесточенных обмотках якорь всегда занимает одно из крайних положений.

С помощью регулировочных винтов 4 к 7 устанавливаются со­ответственно напряжения срабатывания и обратный ток отклю-

Защита генераторов постоянного тока и аккумуляторов от обратных токов

Рис. 29. Принципиальная схема поляризованного реле ДМР

чения поляризованного реле. Например, при ввертывании винта 7 уменьшается зазор между якорем и полюсными наконечниками а, что уменьшает величину м. д — с., обмоток 1 или 2, при которой про­исходит замыкание контактов К1.