ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
На самолетах и вертолетах гражданской авиации применяются главным образом трех — и двухфазные асинхронные электродвигатели переменного тока, а также гистерезисные двигатели.
Трехфазные асинхронные двигатели
В трехфазных асинхронных двигателях неподвижная тре. тфаз — ная обмотка статора при прохождении по ней переменного тока создает магнитное поле, вращающееся со скоростью
где f — частота переменного тока; р — число пар полюсов.
Взаимодействие вращающегося магнитного поля с токами, наводимыми этим полем в обмотке ротора, которая выполняется либо в виде беличьей клетки (рис. 46), либо трехфазной, подобно обмотке статора, вызывает вращающий момент двигателя, причем скорость вращения п — ротора всегда будет несколько меньше скорости вращения п поля, что вытекает из самого принципа действия данного двигателя.
Величина
называется скольжением двигателя.
При номинальной нагрузке в зависимости от мощности двигателя 5 = 0,03—0,08, на холостом ходу S = 0,004—0,005, в момент пуска 5=1.
Вращающий момент асинхронного двигателя зависит от параметров двигателя, напряжения и частоты питающего тока, а также от величины скольжения. На рис. 47 представлена зависимость вращающего момента М от скольжения при U, f=const. На участке ОБ двигатель работает устойчиво. Например, при увеличении момента нагрузки двигатель затормозится, увеличив скольжение, но разовьет и больший вращающий момент, уравновешивающий
первый. На участке БВ с ростом момента нагрузки также возрастает скольжение, но момент вращения будет уменьшаться, и двигатель остановится.
Механические характеристики трехфазного асинхронного двигателя, которые отражают зависимости n=f(M) при U, f=const показаны на рис. 48. Они представляют собой обращенные кривые M=f(S), так как между п и S существует зависимость п = п, (У-S).
Ток, потребляемый асинхронным двигателем в рабочем диапазоне изменения нагрузки, изменяется примерно пропорционально нагрузочному моменту на валу. В этом отношении, а также своей жесткостью механической характеристики (на рабочем участке ОБ) асинхронный двигатель подобен двигателю с параллельным возбуждением.
Пуск в ход асинхронных двигателей характеризуется небольшой кратностью пускового момента (Л4п=1,1-у-1,3 М„), небольшим пусковым ТОКОМ (/п = 5—7/ном).
Если двигатели небольшой мощности запускаются непосредственным подключением обмотки статора к сети, то при пуске более мощных двигателей для уменьшения пускового тока снижают подводимое напряжение. Из выражения
n = Ml-S) = ^(l-S; (1.24)
следует, что скорость вращения асинхронного двигателя можно регулировать следующими способами:
изменением частоты f питающего тока, т. е. требуется применять специальный источник тока с регулируемой частотой;
изменением числа пар полюсов р обмотки статора, что практически достигается переключением катушек фаз статора;
изменением скольжения S за счет изменения активного сопротивления цепи ротора или индуктивного сопротивления цепи статора. Этот способ наиболее доступен для практической реализации.
Для изменения направления вращения трехфазного асинхронного двигателя необходимо осуществить переключение двух любых фаз статора.
Из способов торможения этих двигателей наиболее характерны следующие:
динамическое торможение путем подачи в статор постоянного тока;
торможение противовключением (аналогично реверсу);
генераторное торможение-
Асинхронные двигатели, особенно с короткозамкнутым ротором, более надежны в работе, чем двигатели постоянного тока. Однако у них малый пусковой момент, трудность регулирования скорости вращения и сильная зависимость вращающего момента от напряжения и частоты.