ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. И ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ШАССИ

Силовые элементы шасси (колеса, стойки, подкосы) испытывают большие динамические нагрузки, которые могут приводить к появлению трещин и разрушению от­дельных деталей узлов. Большинство сочленений тру­щихся деталей шасси работает в условиях сильного загрязнения (особенно на пыльных аэродромах), что вызывает повышенный износ деталей и может привести к заеданию и отказам отдельных элементов шасси. Час­тое применение тормозов при рулении и пробеге после посадки вызывает нагрев колес и значительный износ тормозных Колодок.

Все эти неблагоприятные условия работы агрегатов и механизмов предъявляют весьма жесткие требования к техническому обслуживанию шасси. Оно предусмат­ривает контроль состояния и люфтов стоек шасси» осмотр наиболее нагруженных деталей шарнирных со­

единений, периодическую смазку подвижных шарнирных: соединений и подшипников колес шасси, контроль заряд­ки амортизаторов стоек гасителя колебаний передней стойки и пневматикой колес шасси, а также проверку работоспособности системы уборки-выпуска шасси.

Проверка люфтов стоек шасси производится после подъема самолета подъемниками с целью определения суммарных люфтов в шарнирных соединениях силовых элементов и надежности стопорения стоек в выпущен­ном положении. Люфты стоек (осевые и поперечные) определяются по величине перемещения колес при при­ложении к ним определенных осевых и боковых нагру­зок. Несоответствие люфтов требованиям технических условий может быть вызвано следующими причинами:

1) ослаблением затяжки болтов крепления к шпан­гоуту № 3 кронштейнов узлов навески передней стойки и выпрессовки из них наружных колец шарнирных под­шипников. По данной причине поперечный люфт стойки увеличивается, а серьга стойки с перекосом нажимает на крюк замка выпущенного положения стойки и стой­ка не всегда может ставиться на замок выпущенного положения.

Люфт наружных колец шарнирных подшипников об­разуется вследствие заклинивания подшипника из-за недостаточной и несвоевременной смазки. При уборке — выпуске стойки происходит проворачивание наружных колец в гнездах, что приводит к их выпрессовке из гнезда.

Устраняется данная неисправность путем замены кронштейнов и подтяжки гаек болтов их крепления;

2) неправильной регулировкой зазора в соединении верхнего и нижнего плеч ломающегося подкоса основ­ной стойки. При отклонении величины зазора стойка может перемещаться в поперечном направлении за счет имеющейся «стрелы прогиба» подкоса, и при взлете (посадке) может произойти «подлом» подкоса от дейст­вия на стойку боковых нагрузок и, как следствие, час­тичная уборка стойки. Неисправность устраняется ре­гулировкой ломающегося подкоса;

3) износом рабочих поверхностей деталей шарнир­ных соединений из-за несвоевременной смазки. Одна из самых распространенных неисправностей шасси. Устра­няется неисправность заменой изношенных деталей, в основном карданных соединений;

4) неполным закрытием крюка замка выпущенного положения передней стойки. Плохая защищенность зам­ка от попадания в него песка, грязи и т. п. приводит к быстрому изнашиванию деталей замка и образованию на них надиров, что, в свою очередь, снижает надеж­ность работы замка. Одним из доступных и эффектив­ных профилактических мероприятий по повышению на­дежности работы замка является своевременная про­мывка и смазка деталей замка.

Контроль амортизаторов шасси заключается в конт­роле правильности зарядки их азотом и маслом АМГ-10. Неправильная зарядка амортизаторов стоек шасси при­водит к повышенным перегрузкам стоек и самолета при посадке, что может привести к появлению трещин или поломке отдельных узлов шасси. Контроль зарядки мо­жет осуществляться путем непосредственной проверки давления азота и количества масла в амортизаторе или выхода штока амортизатора при стоянке самолета. При проверке и дозарядке амортизатора азотом (воздухом) предварительно необходимо убедиться в исправности манометра.

При техническом обслуживании колес шасси необхо­димо следить за величиной давления в пневматиках. Не допускается выпуск в полет самолетов со слабо и чрезмерно накачанными пневматиками. Слабо накачан­ный пневматик может провернуться на ободе при по­садке и срезать вентиль камеры. Если же пневматики перекачаны, то уменьшается площадь соприкосновения покрышки с ВПП. В результате увеличивается удель­ное давление, приводящее к увеличению глубины оста­точной колеи при движении самолета по грунту, что приводит к увеличению сопротивления колес и, как следствие, к возрастанию длины пробега. Кроме того, повышенное давление в пневматиках приводит к их бы­строму износу, особенно покрышек основных тормозных колес.

При длительной стоянке или при стоянке вне ангара, особенно, летом, пневматики колес должны быть покры­ты брезентовыми чехлами для защиты резины от ста­рения.

Демонтаж колес с самолета производится после установки его на подъемники с целью замены пневма­тика, осмотра колес и тормозов, возобновления смазки подшипников. При каждом демонтаже колес с самолета

производится промывка подшипников и их осмотр. При обнаружении трещин, цветов побежалости подшип­ников колесо заменяется. Перед установкой колес уда­ляются пыль и влага, попавшие на фрикционные колод­ки тормозов или тормозной барабан. Подшипники колес не должны быть сильно смазаны. При затяжке гайки подшипников колес необходимо проворачивать колеса с целью выборки люфтов и зазоров. Медленно вращая колесо, гайку затягивать до тех пор, пока не почувст­вуется сопротивление вращению колеса. Это указывает на то, что в подшипниках нет зазоров. После этого ре­комендуется отвернуть гайку в обратную сторону на 1/6 оборота, проверить легкость вращения колеса и. законтрить гайку.

Запрещается производить разборку колеса при дав­лении в пневматике.

Неисправности колес шасси:

проворачивание покрышки относительно обода ко­леса. Определяется по смещению красных меток-по­лос, нанесенных на покрышке и ободе колеса при его — монтаже. При обнаружении смещения необходимо- демонтировать пневматик и проверить герметичность камеры и состояние вентиля. Дефектные детали за­менить;

попадание в зимний период снега в тормозные уст­ройства основных колес шасси. По этой причине сни­жается эффективность тормозов, а торможение стано­вится неравномерным. Поэтому в зимний период необ­ходимо укрывать колеса чехлами, а перед первым полетом производить продувку тормозных устройств колес сжатым воздухом с целью удаления попавшего в них снега;

заклинивание поршня в цилиндре тормоза вследствие — отсутствия смазки и попадания внутрь цилиндра грязи и песка. По данной причине один из тормозов колес вы­ключается из работы и торможение колес становится неравномерным и малоэффективным. Определяется дан­ная неисправность по величине минимального давления вступления в действие тормозов, которое должно быть не более 2 кгс/см2 по кабинному манометру. При выяв­лении данной неисправности необходимо снять тормоза, промыть поршни и цилиндры и осмотреть их. После осмотра смазать цилиндр и поршень смазкой ЦИАТИМ — 201;

неравномерное торможение колес из-за неправиль­ной регулировки и разрегулировки тормозов вследст­вие неравномерного износа колодок. Устранение данной неисправности достигается строгим соблюдением техно­логии регулировки и периодической проверкой регули­ровки тормозов. При этом необходимо учитывать, что нормальным эксплуатационным зазором между колод­ками и тормозным барабаном считается зазор, получен­ный при проворачивании регулировочного винта (в сто­рону увеличения зазора) на два оборота после предва­рительного поджатия колодок к тормозному барабан}’ данным винтом;

разрушение подшипников колес вследствие переза — тяжки гайки крепления колеса.

При проверке на земле уборки-выпуска шасси про­веряются: время уборки-выпуска, постановка стоек на замки как в выпущенном, так и убранном положении, отсутствие недопустимых зазоров между колесами и планером при уборке стоек, соответствие техническим требованиям зазоров между щитками шасси и конту­рами ниш шасси планера. Причинами неуборки (невы — пуска) шасси могут быть:

заедание штока амортизатора основной стойки в про­межуточном положении или повышенный выход штока амортизатора. Выявляется проверкой выхода амортиза­тора по изменению зазоров между щитками стойки и колеса в убранном положении шасси, а также по умень­шению зазоров между покрышкой колеса и элементами планера в убранном положении стойки. Устраняется не­исправность заменой стойки;

неправильная установка угольника подвода возду­ха к тормозу при монтаже колеса. Определяется по не­соответствию положения угольника нанесенным крас­ным меткам на колесе. При неправильной установке угольника при уборке стойки он упирается в стрингер центроплана и препятствует тем самым полной уборке стойки. Устраняется неисправность подрегулировкой по­ложения угольника.