ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. И ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ШАССИ
Силовые элементы шасси (колеса, стойки, подкосы) испытывают большие динамические нагрузки, которые могут приводить к появлению трещин и разрушению отдельных деталей узлов. Большинство сочленений трущихся деталей шасси работает в условиях сильного загрязнения (особенно на пыльных аэродромах), что вызывает повышенный износ деталей и может привести к заеданию и отказам отдельных элементов шасси. Частое применение тормозов при рулении и пробеге после посадки вызывает нагрев колес и значительный износ тормозных Колодок.
Все эти неблагоприятные условия работы агрегатов и механизмов предъявляют весьма жесткие требования к техническому обслуживанию шасси. Оно предусматривает контроль состояния и люфтов стоек шасси» осмотр наиболее нагруженных деталей шарнирных со
единений, периодическую смазку подвижных шарнирных: соединений и подшипников колес шасси, контроль зарядки амортизаторов стоек гасителя колебаний передней стойки и пневматикой колес шасси, а также проверку работоспособности системы уборки-выпуска шасси.
Проверка люфтов стоек шасси производится после подъема самолета подъемниками с целью определения суммарных люфтов в шарнирных соединениях силовых элементов и надежности стопорения стоек в выпущенном положении. Люфты стоек (осевые и поперечные) определяются по величине перемещения колес при приложении к ним определенных осевых и боковых нагрузок. Несоответствие люфтов требованиям технических условий может быть вызвано следующими причинами:
1) ослаблением затяжки болтов крепления к шпангоуту № 3 кронштейнов узлов навески передней стойки и выпрессовки из них наружных колец шарнирных подшипников. По данной причине поперечный люфт стойки увеличивается, а серьга стойки с перекосом нажимает на крюк замка выпущенного положения стойки и стойка не всегда может ставиться на замок выпущенного положения.
Люфт наружных колец шарнирных подшипников образуется вследствие заклинивания подшипника из-за недостаточной и несвоевременной смазки. При уборке — выпуске стойки происходит проворачивание наружных колец в гнездах, что приводит к их выпрессовке из гнезда.
Устраняется данная неисправность путем замены кронштейнов и подтяжки гаек болтов их крепления;
2) неправильной регулировкой зазора в соединении верхнего и нижнего плеч ломающегося подкоса основной стойки. При отклонении величины зазора стойка может перемещаться в поперечном направлении за счет имеющейся «стрелы прогиба» подкоса, и при взлете (посадке) может произойти «подлом» подкоса от действия на стойку боковых нагрузок и, как следствие, частичная уборка стойки. Неисправность устраняется регулировкой ломающегося подкоса;
3) износом рабочих поверхностей деталей шарнирных соединений из-за несвоевременной смазки. Одна из самых распространенных неисправностей шасси. Устраняется неисправность заменой изношенных деталей, в основном карданных соединений;
4) неполным закрытием крюка замка выпущенного положения передней стойки. Плохая защищенность замка от попадания в него песка, грязи и т. п. приводит к быстрому изнашиванию деталей замка и образованию на них надиров, что, в свою очередь, снижает надежность работы замка. Одним из доступных и эффективных профилактических мероприятий по повышению надежности работы замка является своевременная промывка и смазка деталей замка.
Контроль амортизаторов шасси заключается в контроле правильности зарядки их азотом и маслом АМГ-10. Неправильная зарядка амортизаторов стоек шасси приводит к повышенным перегрузкам стоек и самолета при посадке, что может привести к появлению трещин или поломке отдельных узлов шасси. Контроль зарядки может осуществляться путем непосредственной проверки давления азота и количества масла в амортизаторе или выхода штока амортизатора при стоянке самолета. При проверке и дозарядке амортизатора азотом (воздухом) предварительно необходимо убедиться в исправности манометра.
При техническом обслуживании колес шасси необходимо следить за величиной давления в пневматиках. Не допускается выпуск в полет самолетов со слабо и чрезмерно накачанными пневматиками. Слабо накачанный пневматик может провернуться на ободе при посадке и срезать вентиль камеры. Если же пневматики перекачаны, то уменьшается площадь соприкосновения покрышки с ВПП. В результате увеличивается удельное давление, приводящее к увеличению глубины остаточной колеи при движении самолета по грунту, что приводит к увеличению сопротивления колес и, как следствие, к возрастанию длины пробега. Кроме того, повышенное давление в пневматиках приводит к их быстрому износу, особенно покрышек основных тормозных колес.
При длительной стоянке или при стоянке вне ангара, особенно, летом, пневматики колес должны быть покрыты брезентовыми чехлами для защиты резины от старения.
Демонтаж колес с самолета производится после установки его на подъемники с целью замены пневматика, осмотра колес и тормозов, возобновления смазки подшипников. При каждом демонтаже колес с самолета
производится промывка подшипников и их осмотр. При обнаружении трещин, цветов побежалости подшипников колесо заменяется. Перед установкой колес удаляются пыль и влага, попавшие на фрикционные колодки тормозов или тормозной барабан. Подшипники колес не должны быть сильно смазаны. При затяжке гайки подшипников колес необходимо проворачивать колеса с целью выборки люфтов и зазоров. Медленно вращая колесо, гайку затягивать до тех пор, пока не почувствуется сопротивление вращению колеса. Это указывает на то, что в подшипниках нет зазоров. После этого рекомендуется отвернуть гайку в обратную сторону на 1/6 оборота, проверить легкость вращения колеса и. законтрить гайку.
Запрещается производить разборку колеса при давлении в пневматике.
Неисправности колес шасси:
проворачивание покрышки относительно обода колеса. Определяется по смещению красных меток-полос, нанесенных на покрышке и ободе колеса при его — монтаже. При обнаружении смещения необходимо- демонтировать пневматик и проверить герметичность камеры и состояние вентиля. Дефектные детали заменить;
попадание в зимний период снега в тормозные устройства основных колес шасси. По этой причине снижается эффективность тормозов, а торможение становится неравномерным. Поэтому в зимний период необходимо укрывать колеса чехлами, а перед первым полетом производить продувку тормозных устройств колес сжатым воздухом с целью удаления попавшего в них снега;
заклинивание поршня в цилиндре тормоза вследствие — отсутствия смазки и попадания внутрь цилиндра грязи и песка. По данной причине один из тормозов колес выключается из работы и торможение колес становится неравномерным и малоэффективным. Определяется данная неисправность по величине минимального давления вступления в действие тормозов, которое должно быть не более 2 кгс/см2 по кабинному манометру. При выявлении данной неисправности необходимо снять тормоза, промыть поршни и цилиндры и осмотреть их. После осмотра смазать цилиндр и поршень смазкой ЦИАТИМ — 201;
неравномерное торможение колес из-за неправильной регулировки и разрегулировки тормозов вследствие неравномерного износа колодок. Устранение данной неисправности достигается строгим соблюдением технологии регулировки и периодической проверкой регулировки тормозов. При этом необходимо учитывать, что нормальным эксплуатационным зазором между колодками и тормозным барабаном считается зазор, полученный при проворачивании регулировочного винта (в сторону увеличения зазора) на два оборота после предварительного поджатия колодок к тормозному барабан}’ данным винтом;
разрушение подшипников колес вследствие переза — тяжки гайки крепления колеса.
При проверке на земле уборки-выпуска шасси проверяются: время уборки-выпуска, постановка стоек на замки как в выпущенном, так и убранном положении, отсутствие недопустимых зазоров между колесами и планером при уборке стоек, соответствие техническим требованиям зазоров между щитками шасси и контурами ниш шасси планера. Причинами неуборки (невы — пуска) шасси могут быть:
заедание штока амортизатора основной стойки в промежуточном положении или повышенный выход штока амортизатора. Выявляется проверкой выхода амортизатора по изменению зазоров между щитками стойки и колеса в убранном положении шасси, а также по уменьшению зазоров между покрышкой колеса и элементами планера в убранном положении стойки. Устраняется неисправность заменой стойки;
неправильная установка угольника подвода воздуха к тормозу при монтаже колеса. Определяется по несоответствию положения угольника нанесенным красным меткам на колесе. При неправильной установке угольника при уборке стойки он упирается в стрингер центроплана и препятствует тем самым полной уборке стойки. Устраняется неисправность подрегулировкой положения угольника.