Точки пути и фиксированные точки в системе RNAV

ИКАО в Приложении 11 [11] и в Doc 8168 [12] определяет термин Waypoint (WPT, WP, W/P) как термин, применяемый для описания маршрутов и процедур зо­нальной навигации. В Приложении 11 определен также термин ‘significant point’, ис­пользуемый для описания географического положения пункта, используемого в структуре маршрутов и заданных траекториях полета. Поэтому любой WPT является одновременно и ‘significant point’.

Во множестве других документах ИКАО, FAA, JAA, Евроконтроля и АИПах госу­дарств WPT описывается как фиксированная точка — FIX, особенно в описании про­цедур захода на посадку, где в основном используются термины initial approach fix (IAF), intermediate fix (IF), final approach fix (FAF) missed approach point (MAPt) и missed approach holding fix (MAHF). Для избежания путаницы экспертами ИКАО при­нято решение продолжать использование терминов IAF, IF, FAF, MAPt и MAHF как в обычной, так и в зональной навигации.

Такое решение принято в ноябре 2002 г. на 13 совещании экспертов ИКАО по пролету препятствий. В этой связи в документах по зональной навигации могут встретиться следующие аббревиатуры точек пути процедуры захода на посадку:

IAWP — точка начала захода на посадку (IAF);

IWP — точка пути промежуточного этапа захода на посадку (IF);

FAWP — точка пути конечного этапа захода на посадку (FAF);

MAWP — точка ухода на второй круг (MAPt);

MHWP — конечная точка после ухода на второй круг с зоной ожидания (MAHF).

В аэропортах Европы все WPT в районе аэродрома подразделяются на страте­гические — ‘strategic waypoint’ и тактические — ‘tactical waypoint’.

Strategic waypoint — либо это очень важные для ОВД пункты, которые должны легко запоминаться и ясно отображаться на любом типе дисплея, либо это "активи­рующие" пункты, при прохождении которых бортовые системы безречевой связи ге­нерируют сообщения органу ОВД об их прохождении. Такие пункты обычно являют­ся частью процедур SID/STAR.

Tactical waypoint — пункты конкретной процедуры захода на посадку, а также промежуточные пункты процедур SID/STAR, которые не являются стратегическими и служат для стыковки участков процедуры, для тактических нужд диспетчера ОВД при организации движения в ТМА и т. д.

WPT устанавливаются во всех важных точках процедуры — при изменении за­данного путевого угла (ЗПУ), высоты, скорости. Однако для описания условий вы­полнения элемента процедуры (например, "разворот после пересечения высоты 1200 футов") WPT, как правило, не устанавливается, а в описании процедуры при­меняется символ "1200’+".

Все географические координаты точек пути должны публиковаться в WGS-84. Конечная ответственность за их точность и целостность возлагается на государства.

WPT определяются с точностью не менее:

-для торцов ВПП и MAPt — 0.01′ (30 см);

-для всех других WPT — 0.1′ (3 м).

В России на конец 2003 г. переход на WGS-84 не осуществлен.

По правилам прохождения WP подразделяются на два типа: Fly-by и Fly-over (см. рис. 1.1).

Развороты в WP выполняются при полете по маршруту с креном 20°. При раз­работке схем захода на посадку и вылета в соответствии с [12] предусматриваются следующие крены:

— 25° при заходе на посадку;

— при выполнении процедуры вылета и ухода на второй круг (Missed Approach) на схемах, основанных на RNAV — 15°, а на RNP RNAV — 20°.

При разработке схем маневрирования предполагается, что время достижения заданного крена будет осуществлено в течение 6 с (3 с — реакция пилота и 3 с — вре­мя установления крена).

Точки пути и фиксированные точки в системе RNAV

Кроме того, для схем, основанных на RNP RNAV, в точках пути Fly-by и Fly-over возможно предписание на выполнение контролируемого разворота — разворота в поле ветра с постоянным радиусом, а не с учетом спирали разворота. Спираль раз­ворота образуется при развороте ВС под влиянием ветра, т. к. во время разворота радиус разворота относительно земли не является постоянной величиной.

В некоторых случаях, исходя из конкретной структуры воздушного пространства и наличия препятствий в районе аэродрома, разработчики схем маневрирования мо­гут использовать и иные значения кренов. В этой связи необходимо обращать вни­мание на предписанные значения кренов, опубликованные на картах (схемах).

Необходимо отметить, что после пролета WP типа Fly-over очень часто преду­сматривается выход на линию пути под углом 30°. При этом линией пути является участок, соединяющий точку WP Fly-over и последующую точку пути (см. рис. 1.1).

Кодификаторы точек пути для одного и того же местоположения должны быть одинаковыми — на картах в АИП, в сборниках АНИ, бортовых базах данных систем RNAV и на дисплее у диспетчера.

При осуществлении зональной навигации с типом RNP1:

— WPT извлекается из базы данных и определяется по ее названию (если точка имеет кодификатор) или по ее географическим координатам;

— разрешение и точность хранения координат WPT соответствует RNP;

— в план полета может включаться не менее 10-ти WPTs. Для RNP4, 10, 12,6 и 20:

— достаточно иметь азимут и дальность (А/Д) от другой WPT или использовать другие средства для ее определения (широта/долгота, А/Д от наземного маяка и

т. д.);

— разрешение и точность координат WPT совместима с RNP;

— в план полета может включаться не менее 4 WPTs как из базы данных, так и записанных вручную.

Для кодификаторов точек пути применяется стандартная система наименова­ний WPT — 5 Letter Name Code (5LNC).

Пример:

ВЕВЕТ. ASUGA — стратегические WPT в ТМА и на маршруте;

НК601, НК642 — тактические WPT процедур RNAV в ТМА (IAP, SID, STAR).

Координаты точек пути в ТМА какого-либо аэродрома публикуются в соответст­вующих разделах АИП в виде таблиц в алфавитном порядке. В табл. 1.6 в качестве примера приведены данные из АИП Финляндии для аэропорта Хельсинки.

Таблица 1.6

WAYPOINTS FOR RNAV PROCEDURES

ВЕВЕТ

60 14 18.92N 024 46 37.17E

ESUGA

60 14 22.25N 024 44 34.96E

НК601

60 14 49.79N 025 03 10.19E

НК642

60 14 48.08N 024 37 21.43E

VEPES

60 27 24.00N 024 34 50.00E

Подпись: Пример списка точек пути

В настоящее время точки пути, совмещенные с наземными маяками

VOR/DME/NDB, именуются в соответствии с позывными данного маяка. Как правило, это две — три буквы, которые и индицируются на дисплеях в кабине летного экипажа и диспетчера ОВД. Это не соответствует стандартной системе и со временем такие точки будут переименованы согласно 5LNC.

Оборудование RNAV может создавать собственные точки, которые будут видны на дисплее, но которых нет в АИПах, на картах фирмы Jeppesen и на дисплеях дис­петчеров ОВД. Эти точки называются ‘computer navigation-fixes’. Они создаются при активации из базы данных "наложенных" процедур SID, STAR и GpS-OVERLAy Approach. Система их наименования всегда описывается в Руководстве пользовате­ля оборудования RNAV. Следующий пример такой системы наименований точек в оборудовании Trimble 2000 Approach Plus:

RW25L — торец ВПП 25L;

MA25L — точка ухода на второй круг, как правило за 0,5 NM от RW25L;

D160F — точка на радиале 160° и удалении 6 м. миль от маяка VOR/DME;

CF25L точка в створе ВПП 25L, публикуется на картах фирмы Jeppesen в ви­де [CF25L];

FF25L — FAWP при заходе на ВПП 25L;

N25НР — HWP (Holding Fix) над NDB при заходе на ВПП 25.

При маневрировании по этим точкам летный экипаж не должен использовать их названия при ведении радиосвязи с диспетчером ОВД. После окончательного пере­хода на процедуры RNAV и изъятия из АИП и баз данных навигационных систем "наложенных" процедур типа GPS-OVERLAY Approach, потребность в ‘computer navigation-fixes’ отпадет, т. к. все точки будут именоваться в единой системе.

Символы различных WPT, применяемые в публикациях ИКАО и АИП, даны в табл. 17.