Висение
Режимом висения называется полет вертолета при отсутствии перемещения относительно земной или водной поверхности.
Висение выполняется перед каждым полетом для проверки работы силовой установки, управления, определения центровки и возможности взлета по-вертолетному в данных атмосферных условиях. Режим висения часто используется при выполнении поисковых операций.
При висении на вертолет действуют (рис. 2.1) :
— сила тяжести С;
— суммарная тяга ННВ и ВНВ Г;
— вредное сопротивление фюзеляжа С? вр;
— подъемная сила стабилизатора Уст.
Рис. 2.1. Схема сил на висении |
Если силами QBP и Уст пренебречь из-за их сравнительно небольшой величины, то для установившегося висения необходимо, чтобы суммарная тяга винтов уравновешивала силу тяжести и сумма моментов относительно каждой из осей вертолета была равна нулю:
T = G — 2МХ = 0; hMy = 0; = 0-
Такого соотношения сил и моментов летчик добивается балансировочным отклонением органов управления.
Потребная и располагаемая мощности на висении
КЦГ
Потребная мощность для висения — мощность, необходимая для создания винтами тяги, уравновешивающей силу тяжести вертолета. Эта мощность состоит из индуктивной и профильной мощностей:
I VI »
Так как Минд=*-—- (гл. 1, § 10), а г>1вис =
75
(гл. 1, § 3), то при Т = G
Таким образом, на висении индуктивная мощность зависит от массы вертолета и атмосферных условий. С увеличением высоты висения и массы вертолета N„m возрастает, так как для создания тяги на большей высоте при большей массе потребуется больший шаг несущих винтов. По этой же причине возрастает УУпр, так как с увеличением шага увеличивается профильное сопротивление.
Располагаемая мощность на висении —это мощность, заданная двигателям и подводимая к несущим винтам с учетом потерь. Располагаемая мощность (рис. 2.2) с увеличением высоты уменьшается.
Рис. 2.2. Изменение потребной и располагаемой мощ-
ностей в зависимости от высоты висения
Так как потребная мощность с увеличением высоты растет, а располагаемая уменьшается, то на некоторой высоте эти мощности будут равны между собой на взлетном режиме работы двигателей. Эта высота является потолком висения или статическим потолком вертолета для данных условий. От величины и соотношения потребной и располагаемой мощностей зависит избыток мощности ДМ, следовательно, и величина потолка висения, которая отражает летные качества вертолета на вертикальных режимах полета.
Существенное влияние на величину статического потолка оказывает масса вертолета.
При висении вертолета вблизи земли винты создают при той же подводимой к ним мощности большую тягу, чем вдали от земли, за счет влияния эффекта воздушной подушки, образующейся под винтами. Сущность явления воздушной подушки заключается в том, что воздух, отбрасываемый винтами вниз, встречает экран — земную поверхность и не может свободно рассеиваться в пространстве, как при висении вдали от земли. Поток под винтами, встречая экран, расширяется, статическое давление в нем возрастает, разность давлений под винтами и над ними становится больше и винты, опираясь на подушку уплотненного воздуха, требуют на уравновешивание силы тяже-
I I I 1 1 1 I 1 I 1 I 1
сти меньшую мощность. При постоянной мощности в зоне влияния воздушной подушки винты будут создавать большую тягу, поэтому висение можно выполнять с повышенной полетной массой вертолета (рис. 2.3). Влияние воздушной подушки уменьшается с подъемом вертолета и практически исчезает на высоте, равной диаметру несущих винтов. Наибольшего эффекта влияние воздушной подушки достигает на высоте 0,5—1 м от земли до колес шасси. Прирост тяги в этом случае достигает 10—12,%’. При висении в зоне влияния воздушной подушки вертолет более устойчив в продольно-поперечном отношении. Это объясняется тем,, что при возникновении наклона конуса вращения у опускающейся его части эффект воздушной подушки больше.