ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИВЕДЕНИЯ ЛЕТНЫХ ДАННЫХ. К СТАНДАРТНЫМ УСЛОВИЯМ
§ 1, АТМОСФЕРНЫЕ И ЭКСПЛОАТАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ
Значения летных характеристик самолета, измеряемых в полете,— максимальной горизонтальной и вертикальной скорости, расхода топлива и других — зависят от фактических, вообще говоря, случайных условий, в которых производится испытательный полет.
В первую очередь условия испытания характеризуются:
1) атмосферными условиями;
2) весом самолета G;
3) режимом работы двигателя, который, в свою очередь, характеризуется положением регулирующих рычагов: для поршневых двигателей — сектора газа, сектора регулятора оборотов винта, сектора дросселей перепуска в случае комбинированного наддува, сектора перестановки скоростей нагнетателя и т. п., а для ТРД^—сектора газа и рычага управления изменением выходной площади реактивного сопла;
4) внешней аэродинамической формой самолета, которая для данного конкретного самолета может быть охарактеризована положением регулируемых или подвижных органов (например, заслонок туннелей радиаторов, юбок капотов, шасси самолета), а также наличием или отсутствием внешней подвески ряда агрегатов (подвесных баков, бомб, антенны и т. п.).
При обработке результатов летных испытаний всегда возникаем следующая задача: зная из испытаний значение какой-либо летной характеристики самолета Хф (например, максимальной скорости) при данных фактических условиях испытаний, найти путем пересчета величину этой характеристики для условий стандартной атмосферы и для заданных стандартных эксплоатацион — ных условий испытаний (например, для заданного нормального веса, заданного положения заслонок туннелей радиаторов ит. п.).
Этот пересчет производится обычно в два этапа. В первом этапе, оставляя неизменными все условия испытаний за исключением атмосферных, находят величину характеристики Хст для какой-либо стандартной высоты #от (т* е. для какой-либо сово —
купности атмосферных условий и Гст). Этот этап пересчета летных характеристик, измеренных в испытательном полете, называют приведением к стандартным атмосферным условиям.
Во втором этапе пересчета, который мы назовем приведением к заданным эксплоатационным условиям испытаний, находят поправку к уже приведенной ранее к стандартным атмосферным условиям величине характеристики X^ вследствие изменения полетного веса, положения регулируемых заслонок туннелей радиаторов и т. п. Необходимость в таком приведении к заданным эксплоатационным условиям возникает лишь в некоторых случаях. Так, пересчет на другой полетный вес производится лишь тогда, когда по каким-либо причинам (например, из-за выгорания горючего) полетный вес самолета при испытаниях довольно значительно отличается от нормального веса самолета. Для самолетов с поршневыми двигателями часто принято производить пересчет максимальной скорости на другое положение заслонок охлаждающих устройств, исходя из требования соблюдения заданного температурного режима работы двигателей при полете в стандартных условиях. В ряде случаев при испытаниях вследствие тех или иных случайных причин могут наблюдаться небольшие отклонения в режиме работы двигателя от заданных условий, что также приводит к необходимости пересчета летных данных.
При тщательной подготовке и проведении испытаний во многих случаях удается обеспечить в полете заданные стандартные эксплоатационные условия, так что необходимость в соответствующем приведении отпадает. Зато приведение к стандартным атмосферным условиям неизбежно при любых испытаниях, вследствие того, что испытания практически всегда проводятся при атмосферных условиях, отличных от стандартных.