ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИВЕДЕНИЯ ЛЕТНЫХ ДАННЫХ. К СТАНДАРТНЫМ УСЛОВИЯМ

§ 1, АТМОСФЕРНЫЕ И ЭКСПЛОАТАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

Значения летных характеристик самолета, измеряемых в по­лете,— максимальной горизонтальной и вертикальной скорости, расхода топлива и других — зависят от фактических, вообще го­воря, случайных условий, в которых производится испытатель­ный полет.

В первую очередь условия испытания характеризуются:

1) атмосферными условиями;

2) весом самолета G;

3) режимом работы двигателя, который, в свою очередь, ха­рактеризуется положением регулирующих рычагов: для поршне­вых двигателей — сектора газа, сектора регулятора оборотов вин­та, сектора дросселей перепуска в случае комбинированного над­дува, сектора перестановки скоростей нагнетателя и т. п., а для ТРД^—сектора газа и рычага управления изменением выходной площади реактивного сопла;

4) внешней аэродинамической формой самолета, которая для данного конкретного самолета может быть охарактеризована положением регулируемых или подвижных органов (например, заслонок туннелей радиаторов, юбок капотов, шасси самолета), а также наличием или отсутствием внешней подвески ряда агрега­тов (подвесных баков, бомб, антенны и т. п.).

При обработке результатов летных испытаний всегда возни­каем следующая задача: зная из испытаний значение какой-либо летной характеристики самолета Хф (например, максимальной скорости) при данных фактических условиях испытаний, найти путем пересчета величину этой характеристики для условий стан­дартной атмосферы и для заданных стандартных эксплоатацион — ных условий испытаний (например, для заданного нормального веса, заданного положения заслонок туннелей радиаторов ит. п.).

Этот пересчет производится обычно в два этапа. В первом этапе, оставляя неизменными все условия испытаний за исклю­чением атмосферных, находят величину характеристики Хст для какой-либо стандартной высоты #от (т* е. для какой-либо сово —

купности атмосферных условий и Гст). Этот этап пересчета летных характеристик, измеренных в испытательном полете, на­зывают приведением к стандартным атмосфер­ным условиям.

Во втором этапе пересчета, который мы назовем приведе­нием к заданным эксплоатационным условиям испытаний, находят поправку к уже приведенной ранее к стандартным атмосферным условиям величине характеристики X^ вследствие изменения полетного веса, положения регулируемых заслонок туннелей радиаторов и т. п. Необходимость в таком при­ведении к заданным эксплоатационным условиям возникает лишь в некоторых случаях. Так, пересчет на другой полетный вес про­изводится лишь тогда, когда по каким-либо причинам (напри­мер, из-за выгорания горючего) полетный вес самолета при испытаниях довольно значительно отличается от нормального веса самолета. Для самолетов с поршневыми двигателями часто принято производить пересчет максимальной скорости на дру­гое положение заслонок охлаждающих устройств, исходя из требования соблюдения заданного температурного режима ра­боты двигателей при полете в стандартных условиях. В ряде слу­чаев при испытаниях вследствие тех или иных случайных причин могут наблюдаться небольшие отклонения в режиме работы дви­гателя от заданных условий, что также приводит к необходимости пересчета летных данных.

При тщательной подготовке и проведении испытаний во мно­гих случаях удается обеспечить в полете заданные стандартные эксплоатационные условия, так что необходимость в соответ­ствующем приведении отпадает. Зато приведение к стандартным атмосферным условиям неизбежно при любых испытаниях, вслед­ствие того, что испытания практически всегда проводятся при атмосферных условиях, отличных от стандартных.