ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
3.1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Успешное решение задач совершенствования процессов технического обслуживания н улучшения технико-экономических показателей деятельности эксплуатационных предприятий гражданской авиации во многом определяется уровнем эксплуатационной технологичности летательных аппаратов. Поэтому весьма важным в деятельности ннжеиеров-эксплуатациовников является умение анализировать и оценивать эксплуатационную технологичность летательных аппаратов для корректировки объемов технического обслуживания и своевременного предъявления требований промышленности.
Под эксплуатационной технологичностью летательного Аппарата понимают совокупность свойств его конструкции, характеризующих приспособленность к выполнению всех видов работ по техническому обслуживанию и ремонту с использованием наиболее экономичных технологических процессов.
Это, во первых, означает приспособленность конструкции к таким прогрессивным методам технического обслуживания и ремонта, как, например, метод обслуживания с заменой агрегатов по техническому состоянию и метод регламентированного агрегатно — узлового ремонта, во-вторых, приспособленность конструкции к выполнению отдельных операций технического обслуживания и ремонта.
Эксплуатационная технологичность определяется рядом факторов, которые учитываются при создании летательного аппарата в зависимости от его назначения и условий эксплуатации. Знание этих факторов необходимо также при выборе номенклатуры показателей эксплуатационной технологичности.
На уровень эксплуатационной технологичности летательных аппаратов решающее влияние оказывают две взаимосвязанные группы факторов: конструктивно-производственные и эксплуатационные.
К конструктивно-производственным факторам относятся: доступность, контролепригодность, легкосъемность, взаимозаменяемость, преемственность средств наземного обслуживания и контрольно-измерительной аппаратуры, унификация систем н агрегатов.
В группу эксплуатационных факторов входят: формы организации выполнения обслуживания и ремонта, состояние производст венио-техннческой базы, квалификация специалистов обслуживания и ремонта, полнота удовлетворения требований в запасных частях и материалах, а также полнота и качество эксплуатационно — ремонтной документации.
Конструктивно-производственные факторы определяют свойства самой конструкции и должны учитываться при создании летательного аппарата. Эксплуатационные же факторы определяют среду, в которой проявляются свойства конструкции, и должны учитываться как при создании, так и при эксплуатации летательного аппарата.
Не умаляя роли и влияния на уровень эксплуатационной технологичности факторов эксплуатационного характера, следует сказать, что требуемые свойства конструкции летательного аппарата в отношении его приспособленности к обслуживанию и ремонту закладываются и обеспечиваются на этапах проектирования и производства.
Именно на этих этапах путем соответствующих конструктивно-технологических решений обеспечиваются необходимые эксплуатационные свойства летательного аппарата.
Доступность к объекту обслуживания и ремонта является важным фактором сокращения времени и трудовых затрат при проведении профилактических мероприятии, а также при опреде-
лен ни места внезапных отказов ц и устранении. При рассмотрении вопроса о доступности имеют в виду удобство работы исполнителя при выполнении основных операций технического обслуживания и реиоита с шмичальїіьви объемом дополнительных работ. В завп симосгп от позы, которую вынужден принимать исполнитель при работе, значительно изменяется производительность его труда (в среднем в диапазоне от 100 до 30%), а для выполнения одного и того же объема операций требуются различные трудоемкость и продолжительность.
В понятие доступности помимо удобства работы исполнителя входит также пригодность объекта для выполнения целевых операций по обс. лужнвглию и ремонту е минимальными объемами дополнительных работ или вообще без них При этом под дополнительными работами понимаются: открытие и закрытие пане лей, крышек люков, демонтаж и монтаж рядом установленного оборудования и дру гне работы.
Контролепригодность систем и комплектующих изделий —важный фактор проведения контроля параметров систем н комплектующих изделий летательного аппарата различными средствами и методами (прежде всего средствами автоматизированного и неразрушающего контроля). Значение проблемы контролепригодности конструкций летательных аппаратов в первую очередь определяется требованиями обеспечения их надежной работы. Естественно, что обеспечение приспособленности конструкций к проведенню их проверок теми или иными методами и средствами контроля неизбежно связано с дополнительными затратами. Однако эти затраты окупаются за счет повышения надежности, более эффективного использования летательных аппаратов и сокращения расходов на их техническое обслуживание, и ремонт.
Контролепригодность оказывает решающее влияние на внедрение в практику’ новых, более эффективных методов выполнения технического обслуживания и ремонта и, в частности, метода обслуживания и замены изделий по техническому состоянию
Легкосъемность комплектующих изделий не следует смешивать с доступностью. На летательных аппаратах встречаются такие детали и изделия, к которым обеспечена отличная доступность, но замена их при эксплуатации затруднена. Лег- косъемность означает пригодность изделия к замене с минимальными затратами времени н труда. А так как обычным способом устранения отказов в эксплуатации летательных аппаратов является замена отказавшего изделия, то требование легкосъемности имеет важное значение для сокращения времени простоя летательных аппаратов и повышения регулярности их полетов. Легкосъем — ность во многом определяется применяемыми способами крепления изделий, заменяемых в эксплуатации, конструкцией разъемов, массой и габаритами съемных элементов.
Взаимозаменяемость комплектующих изделий и деталей означает такое их свойство, при котором из множества одноименных деталей (изделий) можно без выбора взягь любую и
торов) установить на летательном аппарате В зависимости от объема подгоночных работ устанавливается соответствующая степень взаимозаменяемости Чем меньше объем подгоночных работ при замене изделий и деталей, тем выше степень их взаимозаменяемости
Взаимозаменяемость имеет большое значение для сокращения затрат труда, материалов и простоев летательных аппаратов при техническом обслуживании и ремонте. От этого фактора в первую очередь зависит успешное внедрение агрегатно-узлового ремонта, метода замены и ремонта агрегатов по техническому состоянию.
Преемственность средств наземного о бс л у ж и — в а и и я и контрольно-измерительной аппаратуры означает возможность использования для обслуживания нового тина летательного аппарата уже имеющихся средств Чем большее количество этих средств будет удовлетворять требованиям технического обслуживания и текущего ремонта нового типа лета — тельної о аппарата, тем выше его эксплуатационная технопогичность. Этот фактор оказывает значительное влияние на организацию рабочего места и удобство работы обслуживающего персонала, сроки и стоимость технического обслуживания и ремонта.
Унификация систем и изделий летательного аппарата является весьма важным фактором не только для повышения его эксплуатационной технологичности, но н при решении проблемы повышения эффективности эксплуатации парка летательных аппаратов в целом. Увеличение количества одних и тех же изделий на разнотипных летательных аппаратах намного упрощает и удешевляет техническое обслуживание и ремонт, уменьшает номенклатуру запасных частей на складах предприятий, сокращает количество видов потребной контрольно-измерительной аппаратуры.