ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

3.1 ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Успешное решение задач совершенствования процессов техни­ческого обслуживания н улучшения технико-экономических пока­зателей деятельности эксплуатационных предприятий гражданской авиации во многом определяется уровнем эксплуатационной тех­нологичности летательных аппаратов. Поэтому весьма важным в деятельности ннжеиеров-эксплуатациовников является умение анализировать и оценивать эксплуатационную технологичность летательных аппаратов для корректировки объемов технического обслуживания и своевременного предъявления требований про­мышленности.

Под эксплуатационной технологичностью ле­тательного Аппарата понимают совокупность свойств его конструкции, характеризующих приспособленность к выполнению всех видов работ по техническому обслуживанию и ремонту с ис­пользованием наиболее экономичных технологических процессов.

Это, во первых, означает приспособленность конструкции к таким прогрессивным методам технического обслуживания и ремонта, как, например, метод обслуживания с заменой агрегатов по техни­ческому состоянию и метод регламентированного агрегатно — узлового ремонта, во-вторых, приспособленность конструкции к вы­полнению отдельных операций технического обслуживания и ре­монта.

Эксплуатационная технологичность определяется рядом факто­ров, которые учитываются при создании летательного аппарата в зависимости от его назначения и условий эксплуатации. Знание этих факторов необходимо также при выборе номенклатуры пока­зателей эксплуатационной технологичности.

На уровень эксплуатационной технологичности летательных ап­паратов решающее влияние оказывают две взаимосвязанные груп­пы факторов: конструктивно-производственные и эксплуатаци­онные.

К конструктивно-производственным факторам относятся: до­ступность, контролепригодность, легкосъемность, взаимозаменяе­мость, преемственность средств наземного обслуживания и конт­рольно-измерительной аппаратуры, унификация систем н агрегатов.

В группу эксплуатационных факторов входят: формы организа­ции выполнения обслуживания и ремонта, состояние производст венио-техннческой базы, квалификация специалистов обслужива­ния и ремонта, полнота удовлетворения требований в запасных час­тях и материалах, а также полнота и качество эксплуатационно — ремонтной документации.

Конструктивно-производственные факторы определяют свойст­ва самой конструкции и должны учитываться при создании лета­тельного аппарата. Эксплуатационные же факторы определяют сре­ду, в которой проявляются свойства конструкции, и должны учи­тываться как при создании, так и при эксплуатации летательного аппарата.

Не умаляя роли и влияния на уровень эксплуатационной техно­логичности факторов эксплуатационного характера, следует ска­зать, что требуемые свойства конструкции летательного аппарата в отношении его приспособленности к обслуживанию и ремонту за­кладываются и обеспечиваются на этапах проектирования и про­изводства.

Именно на этих этапах путем соответствующих конструк­тивно-технологических решений обеспечиваются необходимые экс­плуатационные свойства летательного аппарата.

Доступность к объекту обслуживания и ремонта являет­ся важным фактором сокращения времени и трудовых затрат при проведении профилактических мероприятии, а также при опреде-

лен ни места внезапных отказов ц и устранении. При рассмотрении вопроса о доступности имеют в виду удобство работы исполнителя при выполнении основных операций технического обслуживания и реиоита с шмичальїіьви объемом дополнительных работ. В завп симосгп от позы, которую вынужден принимать исполнитель при работе, значительно изменяется производительность его труда (в среднем в диапазоне от 100 до 30%), а для выполнения одного и того же объема операций требуются различные трудоемкость и продолжительность.

В понятие доступности помимо удобства работы исполнителя входит также пригодность объекта для выполнения целевых опе­раций по обс. лужнвглию и ремонту е минимальными объемами до­полнительных работ или вообще без них При этом под до­полнительными работами понимаются: открытие и закрытие пане лей, крышек люков, демонтаж и монтаж рядом установленного оборудования и дру гне работы.

Контролепригодность систем и комплектую­щих изделий —важный фактор проведения контроля парамет­ров систем н комплектующих изделий летательного аппарата раз­личными средствами и методами (прежде всего средствами автома­тизированного и неразрушающего контроля). Значение проблемы контролепригодности конструкций летательных аппаратов в первую очередь определяется требованиями обеспечения их надежной ра­боты. Естественно, что обеспечение приспособленности конструкций к проведенню их проверок теми или иными методами и средствами контроля неизбежно связано с дополнительными затратами. Одна­ко эти затраты окупаются за счет повышения надежности, более эффективного использования летательных аппаратов и сокращения расходов на их техническое обслуживание, и ремонт.

Контролепригодность оказывает решающее влияние на внедре­ние в практику’ новых, более эффективных методов выполнения тех­нического обслуживания и ремонта и, в частности, метода обслужи­вания и замены изделий по техническому состоянию

Легкосъемность комплектующих изделий не следует смешивать с доступностью. На летательных аппаратах встречаются такие детали и изделия, к которым обеспечена отлич­ная доступность, но замена их при эксплуатации затруднена. Лег- косъемность означает пригодность изделия к замене с минималь­ными затратами времени н труда. А так как обычным способом устранения отказов в эксплуатации летательных аппаратов явля­ется замена отказавшего изделия, то требование легкосъемности имеет важное значение для сокращения времени простоя летатель­ных аппаратов и повышения регулярности их полетов. Легкосъем — ность во многом определяется применяемыми способами крепления изделий, заменяемых в эксплуатации, конструкцией разъемов, мас­сой и габаритами съемных элементов.

Взаимозаменяемость комплектующих изделий и деталей означает такое их свойство, при котором из множества одноименных деталей (изделий) можно без выбора взягь любую и

торов) установить на летательном аппарате В зависимости от объема подгоночных работ устанавливается соответствующая сте­пень взаимозаменяемости Чем меньше объем подгоночных работ при замене изделий и деталей, тем выше степень их взаимозаме­няемости

Взаимозаменяемость имеет большое значение для сокращения затрат труда, материалов и простоев летательных аппаратов при техническом обслуживании и ремонте. От этого фактора в первую очередь зависит успешное внедрение агрегатно-узлового ремонта, метода замены и ремонта агрегатов по техническому состоянию.

Преемственность средств наземного о бс л у ж и — в а и и я и контрольно-измерительной аппаратуры означает возможность использования для обслуживания нового ти­на летательного аппарата уже имеющихся средств Чем боль­шее количество этих средств будет удовлетворять требованиям тех­нического обслуживания и текущего ремонта нового типа лета — тельної о аппарата, тем выше его эксплуатационная технопогичность. Этот фактор оказывает значительное влияние на организацию ра­бочего места и удобство работы обслуживающего персонала, сро­ки и стоимость технического обслуживания и ремонта.

Унификация систем и изделий летательного аппарата является весьма важным фактором не только для повышения его эксплуатационной технологичности, но н при решении проблемы повышения эффективности эксплуатации парка летательных аппа­ратов в целом. Увеличение количества одних и тех же изделий на разнотипных летательных аппаратах намного упрощает и удешев­ляет техническое обслуживание и ремонт, уменьшает номенклатуру запасных частей на складах предприятий, сокращает количество видов потребной контрольно-измерительной аппаратуры.