Из всего сказанного имеем

наивыгоднейший режим горизонтального полета самолета будет при

а)наивыгоднейшей скорости которая достигается при минимальной набранной тяге на максимально допустимой высоте полета для данной массы Л. А.

Эта скорость и высота называются наивыгоднейшими и определяются на предполетной подготовке при расчете полета.

Из всего сказанного имеем

При длительном полете, где за счет выгорания топлива полетная масса изменяется значительно профиль полета на наивыгоднейшем режиме выглядит так:

Подпись: L
Из всего сказанного имеем

Уточненный расчет запаса топлива с учетом изменения массы Л. А. в полете производится ступенчато

Расчеты ведутся по графикам или по таблицам, имеющимся в РЛЭ каждого типа ВС.

5.2. Этапы набора высоты и снижения с эшелона. Экономические решения этапов. Эксплуатационные ограничения параметров на этапах набора высоты и снижения

Подпись: Из схемы сил, действующих на самолет вытекает условие установившегося подъема. fV2m ya = mg Cos 0 = Cya s 2 условием постоянства скорости будет РНВ= ХНВ + mq Sin 0 у =Gi=G ^s 0 Из первого условия можно определить величину потребной скорости V a НВ Из всего сказанного имеем

Набор высоты — это прямолинейное движение самолета вверх по траектории, наклонной и горизонту. Если при этом скорость сохраняется постоянной, то набор высоты считается установившимся.

2mq соз 0

V нв = V —————

Cya fS

т. к. угол 0 для транспортных самолетов не превышает 200 -250 то величина VCos 0 ~ 1^ поэтому для транспортных ВС потребная скорость набора приблизительно равна потребной скорости горизонтального полета на том же угле атаки.

Для выполнения набора надо создать избыток мощности (тяги) за счет увеличения подачи топлива в двигатель, или за счет увеличения угла атаки и уменьшения скорости полета.

Основными характеристиками набора являются:

угол набора и вертикальная скорость ( 0 и Vy),время набора, пройденное расстояние и расход топлива, градиент набора Z = tq 0 х100%.

С высоты 120 м. начинают уборку закрылков. Если при уборке закрылков самолет начинает крениться необходимо зафиксировать их в положении начала кренения и выполнить посадку на аэродроме вылета.

При наборе высоты 200-400 м. двигатели переводят на номинальный режим (ПД) и устанавливают потребную скорость для рекомендуемого режима набора высоты.

В ряде случаев рекомендуется для уменьшения шума на местности (в густонаселенных районах) проводить набор высоты по более крутым траекториям на безопасной скорости с последующим уменьшением режима работы двигателей.

Из формулы следует, что при неизменном весе самолета вертикальная скорость зависит от избытка мощности (ДР= mq Sin 0(ДР определяется из кривых Жуковского) . Отсюда максимальное значение вертикальной скорости.

(Унаб • ДР) max.

Vy max. = —————— т. е для набора

G

высоты с минимальным временем (max скороподъемностью) пилот должен выдерживать наивыгоднейшую скорость полета при max значении тяги (ГТД) и мощности (ПД)

Т. к ДР с высотой уменьшается, то и вертикальная скорость будет снижаться до

нулевой при достижении теоретического потолка. Практический потолок на 200 -^300м ниже. При достижении практического потолка Уу = о.5м/сек

Набор высоты на самолетах с ПД производится на номинальных режимах (очень редко при сложных метеоусловиях на взлетном Следует помнить о ограничениях работы на этих режимах.

На самолетах с ГТД набор высоты производится на повышенных крейсерских режимах.

Снижение — это прямолинейное движение самолета вниз по наклонной к горизонту траектории. Снижение при отсутствии тяги двигателей называется планированием. Исходными данными для расчета времени и начала снижения являются высота эшелона и заданная высота подхода к ДПРМ аэродрома посадки, а также направление и величины скорости ветра, масса самолета и др.

Основными характеристиками снижения являются угол снижения, вертикальная скорость, время пути и расход топлива за время снижения.

Снижение начинается с разрешения диспетчера районного диспетчерского пункта по заданной схеме на частично задросселированных двигателях определяется заданными значениями приборной и вертикальной скоростей снижения, которые зависят от полетной массы и атмосферных условий.

При снижении с пробиванием облаков пилотирование осуществляется только по приборам с обязательным контролем воздушной обстановки по курсу с помощью радиолокационных средств.

Из всего сказанного имеем

Уравнения установившегося движения при планировании

y =G Cos 0 Xa =G Sin 0

Возведя оба уравнения в квадрат и сложив

почленно получим

y2+ Xa2= G2 (Cos2 0 + Sin2 0)= G2 откуда G= V y2 +x2 = R ""

т. е при планировании на самолете G уравновешивается полной аэродинамической силой R

Из всего сказанного имеем

Из первого уравнения движения самолета при планировании можно получить скорость при планировании:

Наиболее пологое планирование будет иметь место при полете на углах атаки 0 = ан. в, при котором К=К max. Но обычно планирование осуществляют на углах атаки меньше наивыгоднейшего, что дает скорость, превышающую наивыгоднейшую, при которой сохраняется хорошая устойчивость и управляемость ВС.

Важной характеристикой планирования является дальность планирования Lra т. е расстояние по горизонту, которое проходит самолёт.

Из схемы снижения видно:

Ьпл У

—- = — = K или Ьпл. = Нпп K где Н пп — высота планирования

Нпп Xa

Наибольшая дальность планирования соответствует планированию на наивыгоднейшем угле атаки, т. е при max аэродинамическом качестве Lra. max =Нпп К max. Большое влияние на дальность планирования сказывает ветер:

Ьпл = Нпп К ± W T где W — скорость ветра,

T — время в течении которого действует ветер (планирование) встречный ветер (-); попутный (+).

При снижении ВС с работающими двигателями равенство сил, действующих на ВС запишется так:

P=Xa-G Sin 0 y=G Cos 0 где P — тяга двигателей

Обычно при снижении частота вращения двигателя незначительно превышает частоту малого газа и тяга невелика. Однако ее наличие увеличивает дальность снижения и уменьшает угол наклона траектории.

Снижение с высоты 9-11 км. обычно начинается за 250-300 км. от аэродрома посадки. Вертикальная скорость снижения 5-10 м/сек. ограничивается из условия сохранения комфорта для пассажиров (по давлению в салоне).

В случае экстренного снижения (разгерметизация ВС или пожар на борту) вертикальная скорость снижения должна быть max, и в данном случае пилот не должен:

Допускать чрезмерного увеличения поступательной скорости из соображений прочности ВС (ограничение по скоростному напору) и из соображений сохранения устойчивости и управляемости ВС. (Ограничения по числу М полета )

На транспортных самолетах, как правило, вертикальная скорость снижения Vy ограничивается значением 35-40 м/сек. при убранном шасси и 65-70 м/сек. при выпущенном шасси.

Режимы набора и снижения конкретного типа ВС, а также ограничения на данных режимах даются в РЛЭ конкретного типа ВС.

Набор высоты обеспечивается на режиме наивыгоднейшей экономической скорости (постоянной). При снижении, как правило, ограничивается как вертикальная скорость снижения, так и поступательная.