Уменьшение длины ВПП при выруливании ВС с рулежной дорожки
Как правило, самолеты занимают ВПП для взлета, выруливая с пересекающей рулежной дорожки. Самолет должен быть развернут вдоль ВПП в направлении взлета. Правила FAA не содержат прямого указания эксплуатантам ВС учитывать расстояние на ВПП, используемое при занятии самолетом исходного положения для взлета. В отличие от этого, правила JAA требуют, чтобы это расстояние было учтено:
JAR-OPS 1.490 Подчасть G IEM OPS 1.490 “JAR-OPS 1.490
(c) (6) […] эксплуатант должен учитывать любое уменьшение длины ВПП при занятии самолетом исходного положения для взлета.”
Следует вносить коррективы в схему установки ВС вдоль оси ВПП при расчете взлетных характеристик всякий раз, когда пути выруливания на ВПП не позволяют разместить самолет вблизи порога.
Корректировки взлетной дистанции/разбега при взлете (TOD/TOR) производятся на основе исходного расстояния от начала ВПП до основных стоек шасси, поскольку высота условного препятствия измеряется от основного шасси, как показано расстоянием "A" на рисунке C12. Корректировка дистанции
прерванного взлета (ASD) базируется на исходном расстоянии от начала ВПП |
Рисунок C12: Корректировки при занятии самолетом исходного положения для взлета
(Перевод надписей внутри рисунка — сверху вниз и слева направо: 35 футов; Располагаемая ASD;
Располагаемая TOD; Длина ВПП; Корректировка взлетной дистанции; Корректировка дистанции
прерванного взлета.)
Для ВПП со смещенными взлетными порогами или имеющих площадки для достаточного маневрирования вряд ли нужны корректировки. Обычно необходимо учитывать рулежные дорожки, подведенные к ВПП под углом 90°, и необходимость выполнения разворота на 180° по поверхности ВПП. Нижеприведенные таблицы (C2 и C3) содержат минимальные корректировки расстояния при установке ВС вдоль оси ВПП применительно к случаям, связанным как с дистанцией взлета/разбега (TOD/TOR), так и дистанцией прерванного взлета (ASD), которые вызваны необходимостью выполнения разворота на 90° при выруливании на ВПП и маневрирования с разворотом на 180° по поверхности ВПП. Подробности можно найти в Руководстве ’’Airbus” по функциональной программе (PPM)
3.2.4.1. Выруливание на ВПП под углом 90 градусов
Таблица C2: Расстояния при установке вдоль оси ВПП с разворотом на 90° |
Рисунок C13: Рулежная дорожка под углом 90° (Перевод надписей внутри рисунка — слева направо и сверху вниз: Торец ВПП; Корректировка взлетной дистанции (TOD); Корректировка дистанции прерванного взлета (ASD).) |
3.2.4.2. Разворот на 180 градусов
Таблица C3: Расстояния при установке ВС вдоль оси ВПП с разворотом на 180° |
* Потребное расстояние при установке ВС вдоль оси ВПП с разворотом на 180 градусов с максимальным углом поворота и с торцом в створе осевой линии покрытия ВПП. Необходима указанная минимальная ширина ВПП (левая часть рисунка C14).
(Перевод надписей внутри рисунка — слева направо и сверху вниз: Разворот на 180 градусов в створ осевой линии; Разворот на 180 градусов на ВПП шириной б0 м; Торец ВПП; Опубликованный порог ВПП; Корректировка взлетной дистанции (TOD); Корректировка дистанции прерванного взлета (ASD); А минимальной ширины ВПП.) |