ОБСЛУЖИВАНИЯ

6.1. ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ

Под системой технического обслуживания понимается комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию ле­тательных аппаратов для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в норматив­но-технической документации.

В гражданской авиации в настоящее время принята планово­предупредительная система технического обслуживания и ремон­та авиационной техники.

Характерным признаком этой системы является обязательное соблюдение плановости в объемах работ и периодичности их вы­полнения

По техническому обслуживанию система регламентирована при­нятой периодичностью выполнения работ, а то ремонту — межре­монтными ресурсами.

Как отмечалось ранее, техническое обслуживание летательных аппаратов включает в себя выполнение регламентных работ, устра­нение выявленных отказов и неисправностей, заправку ГСМ рабо­чими жидкостями и газами, текущий ремонт и оформление техни­ческой документации.

Техническое обслуживание производится в соответствии с рег­ламентами и технологическими указаниями, разрабатываемыми для каждого типа летательного аппарата

Регламенты технического обслуживания являются основными документами, определяющими объем и периодичность выполнения работ в процессе эксплуатации и хранения летательного аппарата Перечень регламентных работ включает следующие типовые one рации: внешний осмотр планера и систем летательного аппарата с целью выявления неисправностей, проверку работоспособности систем и сравнение технических характеристик с установленными нормами; инструментальный контроль величины зазоров, износа или скрытых повреждений; очистку от загрязнении и замену смаз­ки; регулировку различных подвижных соединений и узлов и т д От того, насколько правильно регламенты отражают потреб ность конструкции летательного аппарата, отдельных систем и аг­регатов в профилактических мероприятиях, во многом зависят такие показатели, как надежность работы и использование лета­тельных аппаратов, а также эксплуатационные расходы. Регла­ментами предусматривается выполнение в течение межремонтно­го ресурса оперативного и периодического технических обслужива­нии

Оперативное техническое обслуживание ха­рактеризуется относительно малой трудоемкостью выполнения ра бот и производится перед вылетом и после прилета летательного аппарата.

Основным назначением оперативного технического обслужива­ния является устранение возникших отказов и неисправностей и подготовка летательного аппарата к очередному вылету. При оперативном техническом обслуживании, как правило, не должно быть работ, необходимость выполнения которых определяется налетом (количеством посадок) летательного аппарата илн инди­видуальной наработкой его агрегатов и комплектующих изделий. Необходимость, частота и последовательность выполнения опера­тивных форм обусловливаются характером и условиями использо­вания летательных аппаратов по назначению.

Оперативное техническое обслуживание включает в себя формы А и Б, а для некоторых типов летательных аппаратов и фор-му В.

Техническое обслуживание по форме А выполняют: после каждой посаді® летательного аппарата, если ие требу­ется более сложная форма обслуживания;

перед вылетом после периодического технического обслужива­ния;

перед вылетом, если продолжительность стоянки летательного аппарата после выполнения любой формы обслуживания превыша­ет календарный промежуток времени, указанный в регламенте.

Техническое обслуживание по форме Б выполняют в базовом аэропорту через назначенный календарный промежуток времени (7—10 суток) эксплуатации летательного аппарата, если по нале-

ту часов не требуется выполнять периодическое техническое об­служивание.

Техническое обслуживание по форме В выполняют перед выле­том летательного аппарата в том случае, если не состоялся запла­нированный полет и простой превысил время, указанное в регла­менте.

Оперативное техническое обслуживание включает в себя рабо­ты по встрече летательного аппарата, осмотру и обслуживанию, обеспечению стоянки и вылета.

Работы по обеспечению стоянки выполняются в случае прием­ки летатетьиого аппарата от экипажа в АТБ на техническое об­служивание.

Периодическое техническое обслуживание выполняют в базовых аэропортах через определенный налет лета­тельного аппарата или определенное число посадок. Основным на­значением периодического технического обслуживания является выявление и устранение отказов и неисправностей систем, агрега* тов, узлов и деталей летательного аппарата и проведение профи­лактических мероприятий по предотвращению их возникновения: ■смазку шарнирных соединений, очистку от загрязнений и коррозии, замену агрегатов, отработавших ресурс, и т. п. Для большинства летательных аппаратов с газотурбинными двигателями периодич­ность обслуживания установлена в следующих пределах налета (ч):

форма 1 (Ф-1) —через каждые 250+50;

—»— 2 (Ф 2) —750+150;

—»— З (Ф-3) —1500+300.

Количество форм обслуживания, их периодичность и допуски на палет зависят от типа летательного аппарата, методов организа­ции его технического обслуживания, условий и накопленного опыта

эксплуатации.

При обслуживании но налету часов отсчет ведется от базовых цифр (например, кратных соответственно 250, 750, 1500 ч) неза­висимо от того, с каким допуском производилось предыдущее техническое обслуживание. Каждая последующая форма перио­дического технического обслуживания включает в себя работы, предусмотренные предыдущими формами, а также специфические работы, присущие только данной форме. Так, при выполнении ра­бот тю форме 2 производятся также работы по форме 1, при вы­полнении работ по форме 3 — работы по формам 1 и 2.

Все работы по каждой форме периодического обслуживания делятся на предварительные, основные и заключительные. Для некоторых летательных аппаратов периодическое техническое обслуживание может выполняться и по срокам службы, если за соответствующий календарный период летательный аппарат не налетал необходимое количество часов.

Однако выполнение обслуживания По срокам службы не осво­бождает. в дальнейшем от выполнения соответствующей формы регламента по налету часов.

Кроме указанных форм оперативного и периодического обслу- живаний регламентами предусматриваются также следующие ви­ды Обслуживании:

технические обслуживания при хранении летательных аппара­тов, выполняемые в зависимости от сроков хранения,

сезонные виды технического обслуживания, выполняемые при подготовке летательного аппарата к эксплуатации в осенне-зим­них и весенне-летних условиях,

специальные виды технического обслуживания, выполняемые после полета летательного аппарата в турбулентной атмосфере, в зоне грозовой деятельности, после грубой посадки и т д

Работы по техническому обслуживанию летательного аппара­та, указанные в регламенте, представляют собой законченные тех нологические операции и располагаются в порядке возрастания периодичности их выполнения.

В регламентах технического обслуживания приводятся также; основные технические параметры систем, проверяемых пр техническом обслуживании летательных аппаратов;

перечень работ, после которых производится контролыю-испы тательный полет,

указания по периодичности обслуживания летательных аппара­тов с большим числом посадок;

■перечень систем, подлежащих обязательной пломбировке Технологические указания по техническому обслуживанию яв ляются документом, определяющим последовательность и поря­док, способы и технические условия на выполнение регламентных работ при техническом обслуживании авиационной техники, ра­бот по текущему ремонту и замене агрегатов. Они определяют также перечень инструмента, оборудования и расходных матери — ачов, необходимых для выполнения работ, и порядок контроля от­дельных операций. Технологические указания нредставляются от­дельными картами, одна нз форм которой приведена в табл 6 1.

Разработку технологических указаний осуществляет техноло­го-конструкторское бюро АТБ на основании регламента техниче­ского обслуживания, материалов заводских, государственных и эксплуатационных испытаний.

Регламенты и технологические указания, а также изменения и дополнения к ним вводятся в действие Указанием Министерства гражданской авиации после согласования с соответствующими конструкторскими бюро.