ОБСЛУЖИВАНИЯ
6.1. ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ
Под системой технического обслуживания понимается комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию летательных аппаратов для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативно-технической документации.
В гражданской авиации в настоящее время принята плановопредупредительная система технического обслуживания и ремонта авиационной техники.
Характерным признаком этой системы является обязательное соблюдение плановости в объемах работ и периодичности их выполнения
По техническому обслуживанию система регламентирована принятой периодичностью выполнения работ, а то ремонту — межремонтными ресурсами.
Как отмечалось ранее, техническое обслуживание летательных аппаратов включает в себя выполнение регламентных работ, устранение выявленных отказов и неисправностей, заправку ГСМ рабочими жидкостями и газами, текущий ремонт и оформление технической документации.
Техническое обслуживание производится в соответствии с регламентами и технологическими указаниями, разрабатываемыми для каждого типа летательного аппарата
Регламенты технического обслуживания являются основными документами, определяющими объем и периодичность выполнения работ в процессе эксплуатации и хранения летательного аппарата Перечень регламентных работ включает следующие типовые one рации: внешний осмотр планера и систем летательного аппарата с целью выявления неисправностей, проверку работоспособности систем и сравнение технических характеристик с установленными нормами; инструментальный контроль величины зазоров, износа или скрытых повреждений; очистку от загрязнении и замену смазки; регулировку различных подвижных соединений и узлов и т д От того, насколько правильно регламенты отражают потреб ность конструкции летательного аппарата, отдельных систем и агрегатов в профилактических мероприятиях, во многом зависят такие показатели, как надежность работы и использование летательных аппаратов, а также эксплуатационные расходы. Регламентами предусматривается выполнение в течение межремонтного ресурса оперативного и периодического технических обслуживании
Оперативное техническое обслуживание характеризуется относительно малой трудоемкостью выполнения ра бот и производится перед вылетом и после прилета летательного аппарата.
Основным назначением оперативного технического обслуживания является устранение возникших отказов и неисправностей и подготовка летательного аппарата к очередному вылету. При оперативном техническом обслуживании, как правило, не должно быть работ, необходимость выполнения которых определяется налетом (количеством посадок) летательного аппарата илн индивидуальной наработкой его агрегатов и комплектующих изделий. Необходимость, частота и последовательность выполнения оперативных форм обусловливаются характером и условиями использования летательных аппаратов по назначению.
Оперативное техническое обслуживание включает в себя формы А и Б, а для некоторых типов летательных аппаратов и фор-му В.
Техническое обслуживание по форме А выполняют: после каждой посаді® летательного аппарата, если ие требуется более сложная форма обслуживания;
перед вылетом после периодического технического обслуживания;
перед вылетом, если продолжительность стоянки летательного аппарата после выполнения любой формы обслуживания превышает календарный промежуток времени, указанный в регламенте.
Техническое обслуживание по форме Б выполняют в базовом аэропорту через назначенный календарный промежуток времени (7—10 суток) эксплуатации летательного аппарата, если по нале-
ту часов не требуется выполнять периодическое техническое обслуживание.
Техническое обслуживание по форме В выполняют перед вылетом летательного аппарата в том случае, если не состоялся запланированный полет и простой превысил время, указанное в регламенте.
Оперативное техническое обслуживание включает в себя работы по встрече летательного аппарата, осмотру и обслуживанию, обеспечению стоянки и вылета.
Работы по обеспечению стоянки выполняются в случае приемки летатетьиого аппарата от экипажа в АТБ на техническое обслуживание.
Периодическое техническое обслуживание выполняют в базовых аэропортах через определенный налет летательного аппарата или определенное число посадок. Основным назначением периодического технического обслуживания является выявление и устранение отказов и неисправностей систем, агрега* тов, узлов и деталей летательного аппарата и проведение профилактических мероприятий по предотвращению их возникновения: ■смазку шарнирных соединений, очистку от загрязнений и коррозии, замену агрегатов, отработавших ресурс, и т. п. Для большинства летательных аппаратов с газотурбинными двигателями периодичность обслуживания установлена в следующих пределах налета (ч):
форма 1 (Ф-1) —через каждые 250+50;
—»— 2 (Ф 2) —750+150;
—»— З (Ф-3) —1500+300.
Количество форм обслуживания, их периодичность и допуски на палет зависят от типа летательного аппарата, методов организации его технического обслуживания, условий и накопленного опыта
эксплуатации.
При обслуживании но налету часов отсчет ведется от базовых цифр (например, кратных соответственно 250, 750, 1500 ч) независимо от того, с каким допуском производилось предыдущее техническое обслуживание. Каждая последующая форма периодического технического обслуживания включает в себя работы, предусмотренные предыдущими формами, а также специфические работы, присущие только данной форме. Так, при выполнении работ тю форме 2 производятся также работы по форме 1, при выполнении работ по форме 3 — работы по формам 1 и 2.
Все работы по каждой форме периодического обслуживания делятся на предварительные, основные и заключительные. Для некоторых летательных аппаратов периодическое техническое обслуживание может выполняться и по срокам службы, если за соответствующий календарный период летательный аппарат не налетал необходимое количество часов.
Однако выполнение обслуживания По срокам службы не освобождает. в дальнейшем от выполнения соответствующей формы регламента по налету часов.
Кроме указанных форм оперативного и периодического обслу- живаний регламентами предусматриваются также следующие виды Обслуживании:
технические обслуживания при хранении летательных аппаратов, выполняемые в зависимости от сроков хранения,
сезонные виды технического обслуживания, выполняемые при подготовке летательного аппарата к эксплуатации в осенне-зимних и весенне-летних условиях,
специальные виды технического обслуживания, выполняемые после полета летательного аппарата в турбулентной атмосфере, в зоне грозовой деятельности, после грубой посадки и т д
Работы по техническому обслуживанию летательного аппарата, указанные в регламенте, представляют собой законченные тех нологические операции и располагаются в порядке возрастания периодичности их выполнения.
В регламентах технического обслуживания приводятся также; основные технические параметры систем, проверяемых пр техническом обслуживании летательных аппаратов;
перечень работ, после которых производится контролыю-испы тательный полет,
указания по периодичности обслуживания летательных аппаратов с большим числом посадок;
■перечень систем, подлежащих обязательной пломбировке Технологические указания по техническому обслуживанию яв ляются документом, определяющим последовательность и порядок, способы и технические условия на выполнение регламентных работ при техническом обслуживании авиационной техники, работ по текущему ремонту и замене агрегатов. Они определяют также перечень инструмента, оборудования и расходных матери — ачов, необходимых для выполнения работ, и порядок контроля отдельных операций. Технологические указания нредставляются отдельными картами, одна нз форм которой приведена в табл 6 1.
Разработку технологических указаний осуществляет технолого-конструкторское бюро АТБ на основании регламента технического обслуживания, материалов заводских, государственных и эксплуатационных испытаний.
Регламенты и технологические указания, а также изменения и дополнения к ним вводятся в действие Указанием Министерства гражданской авиации после согласования с соответствующими конструкторскими бюро.