КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Время появления отказов и повреждений следует рассматривать как случайную величину, которая в зависимости от условий эксплуатации может принимать различные значения. Поэтому при определении надежности используется теория вероятностей и математическая статистика, позволяющие определять некоторые количественные характеристики надежности конкретных объектов АТ. Они будут разными для восстанавливаемых и невосстанавливаемых объектов. ■
Невосстанавливаемыми называют объекты, рабо— тоспособность которых в случае возникновения отка — 3—209 33
за не восстанавливается. При определении характеристик надежности таких объектов учитываются работоспособное и неработоспособное состояния. Неработоспособное состояние является предельным. К невосстанавливаемым объектам можно отнести камеры и покрышки колес, клапаны, предохранители и другие агрегаты.
Восстанавливаемыми называются объекты, работоспособность которых в случае возникновения отказа подлежит восстановлению. К ним относятся двигатели, системы ВС и большинство агрегатов систем.
Основными показателями, характеризующими безотказность невосстанавливаемых изделий, являются: вероятность безотказной работы P(t); интенсивность отказов X{t) время средней наработки до отказа
Г. ср.
Для определения закона распределения наработки до отказа объекта используется плотность вероятности распределения наработки
f(t)=r(At<)HNAt<), (2.3)
где г (ДА)—число отказов в течение интервала ДС; ДА-—длина t-ro интервала наблюдения (£= ,k).
Вероятность безотказной работы
(2.4)
где N(t)—число объектов, работоспособных к моменту t; N — общее число наблюдаемых объектов г (t) — общее число отказов за время Ї.
Интенсивность отказов
%(t)=r(Mi)fN(t). (2.5)
I Средняя наработка до отказа
! Гор=ЕА/^, (2-6)
і
где U — наработка і-го объекта до отказа.
Для восстанавливаемых объектов основными показателями являются: вероятность безотказной работы P{t) параметр потока отказов ©(£); время наработки на отказ Т0.
При статистической оценке показателей безотказности используются следующие: параметр потока отказов
a(t)=r'{Ati)/(NAn)-, (2.7)
наработка на отказ
N
T0 = S2i/r (t) (2.8)
вероятность безотказной работы за время (м, tz)
P(tn, (2.9)
где r'(b. ti) —суммарное число отказов в интервале Ati.
При CD {t) = const, т= {t, t2)
Р( т)=е-шт. (2.10)
На предприятиях гражданской авиации используется также показатель среднего числа отказов на
1000 ч налета
г (О
£,ооо=Ю0044 (2.11)
fa
где is—суммарная наработка объектов за рассматриваемый период эксплуатации.
Полученные по приведенным выше формулам с использованием статистических данных об отказах значения показателей безотказности применяются на практике для решения таких задач, как назначение ресурсов и периодичности выполнения регламентных работ, прогнозирование отказов, определение норм запасных частей и др. Рассмотренные показатели надежности определяются методом статистической отработки данных об отказах: и неисправностях. Сбор, обработка и анализ этих данных осуществля;- ется в масштабе всей гражданской авиации с использованием современных технических средств, в частности АСУ «Безопасность», что способствует, качественной разработке, и оперативному проведению мероприятий с целью повышения безопасности и регулярности полетов. ті :