Поперечная устойчивость и управляемость
Поперечной устойчивостью называется способность вертолета самостоятельно восстанавливать нарушенное поперечное равновесие после прекращения действия возмущающей силы.
Поперечная статическая устойчивость вертолета обеспечивается следующим. При нарушении поперечного равновесия вертолет получает скольжение в сторону крена (за счет составляющей веса), которое приводит к завалу конусов вращения и аэродинамической силы в сторону, обратную скольжению. Отклонение аэродинамической си-
Mv = Т1 Q Рис. 5.12. Поперечная устойчивость вертолета |
ЛЫ создаёт момент, который стремится вывести вертолет из крена (рис. 5.12).
Вертолет устойчив в поперечном отношении во всем диапазоне скоростей полета. С увеличением скорости полета степень поперечной устойчивости возрастает.
На висении против ветра и по ветру запасы поперечного управления велики — около 34%. Минимальные запасы поперечного управления обеспечиваются при висении с боковым ветром и составляют: при ветре 10 м/с
26%, при ветре 15 м/с 16,67о- Поэтому предельный боковой ветер ограничен 10 м/с.