Поперечная устойчивость и управляемость

Поперечной устойчивостью называется способность вертолета самостоятельно восстанавливать нарушенное по­перечное равновесие после прекращения действия возму­щающей силы.

Поперечная статическая устойчивость вертолета обес­печивается следующим. При нарушении поперечного рав­новесия вертолет получает скольжение в сторону крена (за счет составляющей веса), которое приводит к завалу конусов вращения и аэродинамической силы в сторону, обратную скольжению. Отклонение аэродинамической си-

Mv = Т1 Q

Рис. 5.12. Поперечная устойчивость верто­лета

ЛЫ создаёт момент, который стремится вывести вертолет из крена (рис. 5.12).

Вертолет устойчив в поперечном отношении во всем диапазоне скоростей полета. С увеличением скорости по­лета степень поперечной устойчивости возрастает.

На висении против ветра и по ветру запасы попереч­ного управления велики — около 34%. Минимальные за­пасы поперечного управления обеспечиваются при висе­нии с боковым ветром и составляют: при ветре 10 м/с

26%, при ветре 15 м/с 16,67о- Поэтому предельный боко­вой ветер ограничен 10 м/с.