Установление норм на ручные, машинно-ручные. и машинные работы

Carman нормы времени и расчетные формулы

Нормы времени на ручные, машинно-‘ручиые и машинные ра­боты состоят из следующих категорий затрат рабочего времени:

Т—1 о~{~7 ■+7’об+7’пэ+7’отл + ГП7,

где То — основное время;

Тв — вспомогательное время;

Тоа — время обслуживания рабочего места;

Тпз — подготовительно-заключительное время;

Готл — время на отдых и личные надобности;

Тит — время неустранимых перерывов, предусмотренных технологией и организацией производственного про­цесса.

При изготовлении продукции отдельными сериями (партия­ми) подготовительно-заключительное время устанавливается от­дельно на всю партию продукции, так как оно не зависит от ко­личества единиц одинаковой продукции, изготавливаемой по оп­ределенному заданию или наряду. В этом случае норма на изго­товление единицы продукции или на выполнение единицы рабо­ты устанавливается без учета подготовительно-заключительного времени и называется нормой штучного времени. Время, уста­новленное на подготовительно-заключительную работу, называет­ся нормой подготовительно-заключительного времени.

Если в мелкосерийном и единичном производстве в течение рабочем смены часто меняются выполняемые работы, в резуль­тате чего трудно установить норму подготовительно-заключитель­ного времени на отдельные работы, то устанавливается средняя величина подготовительно-заключительного времени в течение смены, которая далее учитывается в норме на единицу продук­ции (операцию).

В тех случаях, когда выделить отдельные категории затрат времени при расчете норм невозможно или с их выделением НС увеличивается точность норм, такие категории можно нс вы­делять. Например, на слесарных работах вспомогательное вре­мя обычно не выделяется, а определяется сразу оперативное вре­мя. По этим же причинам время обслуживания рабочего места может не разделяться на время организационного н время тех — 11 н чес ко го обсл уживання.

Для установления норм времени на операцию определяется (аналитическим методом) время на каждую категорию затрат, после чего оно суммируется. Если данная операция выполняется несколькими рабочими, то суммируется время в человеко-мину — тах, затрачиваемое всеми рабочими на каждую категорию. В этом случае расчётная формула нормы штучного времени будет иметь такой вид:

где /,,п оперативное время;

<i„r, — время обслуживания рабочего места (а процентах к оперативному);

и, п — время неустранимых перерывов (в процентах к опе­ративному), если они предусмотрены технологией и организацией данной работы;

«<»тл время на отдых и личные надобности (в процентах к оперативному).

При этом uoo может быть подразделено на аТсх и где ит,% — ‘время технического обслуживания (в процентах к оперативному);

u0pr “ время организационного обслуживания (в пропей:ах к оперативному).

При определении «отл учитываются возможности использова­ния перерывов, предусмотренных технологией или организацией производства, а также машинного (аппаратурного) временя для отдыха рабочих. Эти перерывы, а также время пассивного на­блюдения в период машинного (аппаратурного) времени расчм. и рн ва юте я как отдых, если они равномерно распределяются в тече­ние смены. Чтобы определить, надо ли в этих случаях предостав­лять время на отдых, следует подсчитать суммарное время пере­рывов или пассивного наблюдения и сравнить его с временем, по-
латающимся на отдых (без мігкропауз). Если последнее время больше, то при разработке норм необходимо учитывать время на отдых (кроме мнкршауз), равное разности указанных величин, по не менее Ю мин, требующихся для производственной гимна­стики, проведение которой обязательно на всех предприятиях в со­ответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 22 нюня 1956 г.

В тех случаях, когда норма подготовительно-заключительного времени нс выделяется, это время определяется также в процентах к оперативному времени. Тогда норма времени на всю операцию будет равна

Ц<>Г»~Н*пт4~Ц ім~1’Ц<)т.’і ^ і — .

100 I

где «из — подготовительно-заключительное время (в процентах к оперативному).

По формулам (1) н (5) норма времени устанавливается на руч­ные. маши и но-ручные, ручные механизированные работы, а также на некоторые машинные работы (например, на станочные).

Нормы времени и нормы выработки на работы, выполняемые на таких машинах и механизмах, как краны и топливозаправщики, за­писні от производительности машин. Поэтому для определения норм штрлт труда сначала рассчитывается норма производитель­ности машин. Под нормой производительности машин следует по­нимать количество единиц продукции, выдаваемой, перерабатывае­мой или переметаемой в пространстве за единицу временя при ра­циональных организационно-технических условиях выполнения ра­боты.

Нормируемое время работы машин Г„ состоит из следующих категорий затрат:

Лі—Лі +-111 И-7 ИЗ+ Ліс» + Лугл -f 7 :|Г,

где Гм — машинное время;

Т„ — г — время вспомогательной работы и машино-часах (машино-шинутах), необходимое для выполнения основной работы, не перекрываемое машинным временем (загрузка и разгрузка машин);

Лп, 7‘г, о, Гот л — время перерывов в работе машин, вызванных под­готовительно-заключительной работой, обслужива­нием рабочего места, отдыхом и личными надоб­ностями рабочих, управляющих машиной;

Ли — время перерывов в работе машин, вызванных ус — •танонленпой технологией и организацией произ­водства.

Норма производительности одной машины Я, ы определяется но следующей формуле:

‘ Нп-м^АКп-иКн сд/ч, (G)

где А — часовая теоретическая производительность машины в период ее машинной или циклической работы; опре­деляется исходя из установленных рациональных ре­жимов работы машин с учетом их конструктивных особенностей;

/Сип — коэффициент полезного времени машины;

К„ — коэффициент, учитывающий неполное использование машины по нс зависящим от рабочих техническим при­чинам.

Норма производительности машины является — нормой выработ­ки всех рабочих, обслуживающих машину.

Теоретической производительностью машины называется коли­чество единиц продукции, которое могла бы выдать (переместить) машина при непрерывной. машинной или циклической работе. Она определяется за один час машинной работы для машин непрерыв­ного действия или с непрерывной выдачей продукции (конвейе­ры, транспортеры). За один час циклической работы теоретиче­ская производительность рассчитывается для машин циклическо­го действия (краны, погрузчики, топливозаправщики, снегоочисти­тели).

Мри необходимости теоретическую производительность маши­ны можно определять и за другой период времени по таким фор­мулам:

для машин непрерывного действия

А — TvqM,

где Г,, — время, на которое рассчитывается теоретическая произ­водительность машины, выраженное в единицах ма­шинного времени;

<7м — производительность машины за единицу машинного времени;

для машин циклического (прерывного) действия

л=

где Г,, — время, на которое рассчитывается производительность, мин, сек;

<7„ — объем продукции за один цикл работы машины;

/ц — время одного цикла, мин, сек.

Пример I. Если ленточный транспортер перемещается со скоростью vr м/сек, а пес груза на одном метре ленты равен g кг, то производительность транспортера и тоннах (килограммах) за 1 сек машинного времени будет равна:

<7*“ —ті сек.

1000

Нели производительность определяется за I и. то 7’р берется равным часу, но переводится П секунды, Т. е. Т ji =3600 сек.

Тогда

A=3,6gVr т/ч.

Пример 2. Вес груза, который может быть перемещен грузоподъемным (пе­регрузочным) краном за одни цикл работы, равен уцт. Если время одного цикла /ц виражено в минутах, а производительность рассчитывается за час, то Гр = — 60 мин. Тогда теоретическая производительность крапа будет равна:

A — — G0’7"- т/ч.

Время цикла в данном случае состоит из времени, необходимого для захвата (зацепки) груза, его подъема, перемещения к месту погрузки (выгрузки), опус­кания, установки (расценки) груза, и времени, необходимого для обратного (холостого) перемещения крана или его стрелы к месту нахождения груза и опускания захватного приспособления (крюка, грейфера).

Время цикла устанавливается по нормативам.

Коэффициент полезного времени машины непрерывного дейст­вия определяется по формуле

где 7, машинное время за смену, мин

Тем — продолжительность смены, мин.

Пользуясь нормативами времени, Л’пп можно установить по формуле:

Кв.-/С, К*

/Сі= *м t

Л»1|-}-/ііТ

_ Тем-7 «о 7*1,3- Тот:1

Тем

где /м — машинное время на единицу продукции, мин; ton — оперативное время на единицу продукции, мин;

/,,т — перерывы в работе машины на единицу продукции, вызванные установленной технологией и организацией производства.

. Коэффициент полезного. времени машины циклического (пре­рывного) действия определяется по тем же формулам, что и коэф­фициент машины непрерывного действия, но вместо 7*м и /м в фор­мулы подставляют 7",, время циклической работы в течение смены и /ц — время одного цикла.

Норма времени машины на единицу продукции устанавливает­ся по формуле

пм //„м ед. продукции

Эта норма может устанавливаться в любых единицах време­ни — на единицу продукции.

Норма времени рабочих, управляющих машиной, на единицу продукции равна

1 " ед. продукции

где Ччисло рабочих, управляющих машиной.

Норма времени машины (автомобиль, автокар) на транспор­тировку грузов за одни рейс (цикл) может быть определена по формуле (5). При этом оперативное время машины устанавли­вается по следующей формуле:

Л.»————- Ь ———

у, и2

где I расстояние, на которое транспортируется груз; с’і и V2 — скорость движения машины к месту выгрузки и об­ратно;

/,. и р — — время погрузки и разгрузки груза.

Оперативное время может рассчитываться в часах или в ми­нутах в зависимости от расстояния транспортировки и особенно­стей конкретного вида транспортных работ.

Нормы выработки рабочих, обслуживающих транспортную ма­шин;. определяются как произведение среднего веса груза, при­ходящегося на одни рейс, на количество рейсов за календарный период, на который рассчитывается норма.

Нормы выработки устанавливаются исходя из пробега автома­шин или наработки мото-часов но каждому тішу машины. Так, например, годовой нормативный объем трудовых затрат на тех­ническое обслуживание определяется в нормо-часах на 1000 мото­часов. а годовой нормативный объем трудовых затрат на ремонт машин н механизмов в нормо-часах на 1000 километров пробега.

В ремонтных предприятиях гражданской авиации нормы вре­мени устанавливаются, как правило, на комплекс операций. Гак. ремонт лакокрасочного покрытия обшивки планера самолета со­стоит из следующих операций: удаление загрязнении, частичное или полное снятие покрытия, подготовка поверхности к окраске, £4

па несение нового лакокрасочною покрытия. Норму времени на комплекс операций рекомендуется рассчитывать по формуле

TK-zv, t,,

іде V/ — объем работ на отдельных операциях в единицах про­дукции, приходящийся па единицу нормируемой рабо­ты (комплекс операций);

t! — норма времени на единицу продукции, изготовляемой при выполнении отдельных операций.

Если комплекс операций (рабочий процесс) выполняется нс одним, а несколькими рабочими разной квалификаций, то могут возникнуть перерывы в работе отдельных. рабочих вследствие не­увязки их действий по выполнению операций. В этом случае со­ставляются графики технологических процессов, предусматриваю­щие такую последовательность действий рабочих но выполнению комплекса операций, при которой перерывов в работе ate будет. Если выявится, что полностью устранить перерывы нельзя, то в норме времени на комплекс операций учитываются и неустрани­мы 1 перерывы, предусмотренные графиком.

Норма времени на комплекс операции в этом случае будет равна

(10)

где вов, am. <іотл. «пт — время обслуживания рабочего места, подготовительно-заключительное время, время на отдых и личные надобности, время неустранимых перерывов в процентах к опера­тивному времени.

По этой же формуле определяется и норма времени на комп­лекс операций по обслуживанию машин (механизмов, аппара­тов) загрузочными, разгрузочными и другими работами._

Число рабочих 4V, выполняющих комплекс операции, опре­деляется но графику технологического процесса, но регламенту работ или по формуле:

где /д — календарное время, заданное на выполнение комплекса операций (норма длительности).

При этом с помощью графика или регламента работ уточня­ется состав рабочих, выполняющих данный комплекс операций, по квалификации.

Определение времени по категориям затрат

Продолжительность отдельных категорий затрат, учитываемых в норме времени на операцию, определяется на основе аналитиче­ского метода.

Время выполнения каждого элемента оперативного времени на ручных работах и вспомогательного — на машинных устанав­ливается в результате хронометражних наблюдении на рабочем месте с помощью аналнтнчески-исследовательского метода. При этом организационно-технические условия и порядок выполнения элементов в период наблюдении должны соответствовать запро­ектированным на основе предварительных исследований и аналг. »а.

Оперативное время определяется путем суммирования затрат времени по всем элементам. Так же определяется и вспомогатель­ное время.

Машинное время определяется аналнтически-расчетным мето­дом.

Время обслуживания рабочего места (в процентах к опера­тивному) устанавливается в результате проведения фотографии рабочего времени по данным нормального (проектируемого) ба­ланса рабочего дня.

Норма подготовительно-заключительного времени устанавли­вается в результате анализа фотографии рабочего времени или хронометражних наблюдении но элементам затрат. При единич­ном и мелкосерийном производстве продукции эта норма уста­навливается по данным нормального баланса фотографии рабо­чего дня, причем в отдельных случаях может определяться в про­центах к оперативному времени.

Время на отдых устанавливается в процентах к оперативному времени. Эго время, как эффективное средство предупреждения утомления и обеспечения нормальной интенсивности труда, сле­дует предусматривать па всех видах работ.

Общее время на отдых за смену определяется как сумма про­должительности отдельных перерывов и микропауз (см. настоя­щую главу, подраздел «Режимы труда и отдыха»), необходимых для частичного восстановления физиологических функций и сня­тия утомляемости и устанавливаемых на основе изучения дина­мики’ работоспособности ® течение рабочей смены (см. Изучение- затрат рабочего времени и разработка нормативных материалов но труду, разд. «Методика разработки нормативов времени на отдых и личные надобности». М., ПИИ труда, 1966).

В тех случаях, когда при установлении норм провести такое физиологическое исследование невозможно, время на отдых уста­навливается но нормативам с учетом факторов, отрицательно вли­яющих на утомление работающих (физические усилия, нервное напряжение, монотонность работы, теми работы, рабочая поза, производственный шум, температурные условия, загрязненность воздуха 71 т. д.).

Минимальное время на отдых во всех случаях устанавливать НЄ Менее 10 МИН За СМену — ДЛЯ ПЬПЮЛНеНИЯ ПрОИЗВОДСТВе! ИОЙ гимнастики.

Время на личные надобности устанавливать в размере 10 мин за смену. На строительных площадках и других объектах, где 56

места общего пользования находятся в отдалении, увеличивать его до 15 мин.

‘При установлении нормы времени на комплекс операций или на операцию, элементы которой не имеют цикличной повторяемо­сти (техническое обслуживание самолетов), может быть исполь­зован фотохронометраж (фотоучет). В этом случае, как и при хронометраже, сначала устанавливаются отдельные элементы опе­ративного времени, а затем, суммированием затрат по элемен­там,— оперативное время. Остальные категории затрат времени, кроме времени на отдых и личные надобности, рассчитываются также по данным фотохронометража в процентах к оперативному времени. Время на отдых и личные надобности определяется по нормативам.

Время перерывов, предусмотренных технологией и организаци­ей производства, определяется в результате анализа графиков технологического процесса или регламента выполнения комплекса операций, составленных на основе установленных норм времени на операции или на их элементы. При анализе изыскивается воз­можность устранения перерывов и использования их для отдыха.

При установлении норм выработки механизмов я машин пре­рывного действия вспомогательное время на цикл, необходимое для выполнения машинной работы, а также машинное (время на цикл определяются на основе хронометража или фотохрономет­ража (фотоучета) времени выполнения отдельных элементов ра­боты.

В целях сокращения вспомогательного времени машин, по­скольку оно влияет на их производительность, должны составлять­ся графики или регламенты рационального осуществления вспо­могательных работ, предусматривающие по возможности парал­лельное выполнение этих работ и сводящие к минимуму переры­вы в работе рабочих, обслуживающих эти машины.

Перерывы в работе машин и механизмов, вызванные об п жнваннем рабочего места, подготовительно-заключительной рабо­той, а также технологические перерывы определяются в результа­те фотохронометража (фотоучета), фотографий производственного» процесса или но нормативам. При установлении норм времени и выработки транспортных машин необходимо добиваться использо­вания холостых рейсов для транспортировки грузов в обратном направлении.

При аналнтичсоки-расчстном методе нормирования труда вре­мя выполнения отдельных элементов оперативного времени руч­ных работ определяется по нормативам с учетам факторов, влия­ющих на трудоемкость и характеризующих объем работ. Подго­товительно-заключительное время, время обслуживания рабоче­го места, время на отдых и личные надобности тоже устанавлива­ются но нормативам.

Машинное время определяется по формулам производительно­сти машин или режимов работы оборудования, а также но нор­мативам этих режимов.