Установление норм на ручные, машинно-ручные. и машинные работы
Carman нормы времени и расчетные формулы
Нормы времени на ручные, машинно-‘ручиые и машинные работы состоят из следующих категорий затрат рабочего времени:
Т—1 о~{~7 ■+7’об+7’пэ+7’отл + ГП7,
где То — основное время;
Тв — вспомогательное время;
Тоа — время обслуживания рабочего места;
Тпз — подготовительно-заключительное время;
Готл — время на отдых и личные надобности;
Тит — время неустранимых перерывов, предусмотренных технологией и организацией производственного процесса.
При изготовлении продукции отдельными сериями (партиями) подготовительно-заключительное время устанавливается отдельно на всю партию продукции, так как оно не зависит от количества единиц одинаковой продукции, изготавливаемой по определенному заданию или наряду. В этом случае норма на изготовление единицы продукции или на выполнение единицы работы устанавливается без учета подготовительно-заключительного времени и называется нормой штучного времени. Время, установленное на подготовительно-заключительную работу, называется нормой подготовительно-заключительного времени.
Если в мелкосерийном и единичном производстве в течение рабочем смены часто меняются выполняемые работы, в результате чего трудно установить норму подготовительно-заключительного времени на отдельные работы, то устанавливается средняя величина подготовительно-заключительного времени в течение смены, которая далее учитывается в норме на единицу продукции (операцию).
В тех случаях, когда выделить отдельные категории затрат времени при расчете норм невозможно или с их выделением НС увеличивается точность норм, такие категории можно нс выделять. Например, на слесарных работах вспомогательное время обычно не выделяется, а определяется сразу оперативное время. По этим же причинам время обслуживания рабочего места может не разделяться на время организационного н время тех — 11 н чес ко го обсл уживання.
Для установления норм времени на операцию определяется (аналитическим методом) время на каждую категорию затрат, после чего оно суммируется. Если данная операция выполняется несколькими рабочими, то суммируется время в человеко-мину — тах, затрачиваемое всеми рабочими на каждую категорию. В этом случае расчётная формула нормы штучного времени будет иметь такой вид:
где /,,п оперативное время;
<i„r, — время обслуживания рабочего места (а процентах к оперативному);
и, п — время неустранимых перерывов (в процентах к оперативному), если они предусмотрены технологией и организацией данной работы;
«<»тл время на отдых и личные надобности (в процентах к оперативному).
При этом uoo может быть подразделено на аТсх и где ит,% — ‘время технического обслуживания (в процентах к оперативному);
u0pr “ время организационного обслуживания (в пропей:ах к оперативному).
При определении «отл учитываются возможности использования перерывов, предусмотренных технологией или организацией производства, а также машинного (аппаратурного) временя для отдыха рабочих. Эти перерывы, а также время пассивного наблюдения в период машинного (аппаратурного) времени расчм. и рн ва юте я как отдых, если они равномерно распределяются в течение смены. Чтобы определить, надо ли в этих случаях предоставлять время на отдых, следует подсчитать суммарное время перерывов или пассивного наблюдения и сравнить его с временем, по-
латающимся на отдых (без мігкропауз). Если последнее время больше, то при разработке норм необходимо учитывать время на отдых (кроме мнкршауз), равное разности указанных величин, по не менее Ю мин, требующихся для производственной гимнастики, проведение которой обязательно на всех предприятиях в соответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 22 нюня 1956 г.
В тех случаях, когда норма подготовительно-заключительного времени нс выделяется, это время определяется также в процентах к оперативному времени. Тогда норма времени на всю операцию будет равна
Ц<>Г»~Н*пт4~Ц ім~1’Ц<)т.’і ^ і — .
100 I
где «из — подготовительно-заключительное время (в процентах к оперативному).
По формулам (1) н (5) норма времени устанавливается на ручные. маши и но-ручные, ручные механизированные работы, а также на некоторые машинные работы (например, на станочные).
Нормы времени и нормы выработки на работы, выполняемые на таких машинах и механизмах, как краны и топливозаправщики, записні от производительности машин. Поэтому для определения норм штрлт труда сначала рассчитывается норма производительности машин. Под нормой производительности машин следует понимать количество единиц продукции, выдаваемой, перерабатываемой или переметаемой в пространстве за единицу временя при рациональных организационно-технических условиях выполнения работы.
Нормируемое время работы машин Г„ состоит из следующих категорий затрат:
Лі—Лі +-111 И-7 ИЗ+ Ліс» + Лугл -f 7 :|Г,
где Гм — машинное время;
Т„ — г — время вспомогательной работы и машино-часах (машино-шинутах), необходимое для выполнения основной работы, не перекрываемое машинным временем (загрузка и разгрузка машин);
Лп, 7‘г, о, Гот л — время перерывов в работе машин, вызванных подготовительно-заключительной работой, обслуживанием рабочего места, отдыхом и личными надобностями рабочих, управляющих машиной;
Ли — время перерывов в работе машин, вызванных ус — •танонленпой технологией и организацией производства.
Норма производительности одной машины Я, ы определяется но следующей формуле:
‘ Нп-м^АКп-иКн сд/ч, (G)
где А — часовая теоретическая производительность машины в период ее машинной или циклической работы; определяется исходя из установленных рациональных режимов работы машин с учетом их конструктивных особенностей;
/Сип — коэффициент полезного времени машины;
К„ — коэффициент, учитывающий неполное использование машины по нс зависящим от рабочих техническим причинам.
Норма производительности машины является — нормой выработки всех рабочих, обслуживающих машину.
Теоретической производительностью машины называется количество единиц продукции, которое могла бы выдать (переместить) машина при непрерывной. машинной или циклической работе. Она определяется за один час машинной работы для машин непрерывного действия или с непрерывной выдачей продукции (конвейеры, транспортеры). За один час циклической работы теоретическая производительность рассчитывается для машин циклического действия (краны, погрузчики, топливозаправщики, снегоочистители).
Мри необходимости теоретическую производительность машины можно определять и за другой период времени по таким формулам:
для машин непрерывного действия
А — TvqM,
где Г,, — время, на которое рассчитывается теоретическая производительность машины, выраженное в единицах машинного времени;
<7м — производительность машины за единицу машинного времени;
для машин циклического (прерывного) действия
л=
/ц
где Г,, — время, на которое рассчитывается производительность, мин, сек;
<7„ — объем продукции за один цикл работы машины;
/ц — время одного цикла, мин, сек.
Пример I. Если ленточный транспортер перемещается со скоростью vr м/сек, а пес груза на одном метре ленты равен g кг, то производительность транспортера и тоннах (килограммах) за 1 сек машинного времени будет равна:
<7*“ —ті сек.
1000
Нели производительность определяется за I и. то 7’р берется равным часу, но переводится П секунды, Т. е. Т ji =3600 сек.
Тогда
A=3,6gVr т/ч.
Пример 2. Вес груза, который может быть перемещен грузоподъемным (перегрузочным) краном за одни цикл работы, равен уцт. Если время одного цикла /ц виражено в минутах, а производительность рассчитывается за час, то Гр = — 60 мин. Тогда теоретическая производительность крапа будет равна:
A — — G0’7"- т/ч.
>
Время цикла в данном случае состоит из времени, необходимого для захвата (зацепки) груза, его подъема, перемещения к месту погрузки (выгрузки), опускания, установки (расценки) груза, и времени, необходимого для обратного (холостого) перемещения крана или его стрелы к месту нахождения груза и опускания захватного приспособления (крюка, грейфера).
Время цикла устанавливается по нормативам.
Коэффициент полезного времени машины непрерывного действия определяется по формуле
где 7, машинное время за смену, мин
Тем — продолжительность смены, мин.
Пользуясь нормативами времени, Л’пп можно установить по формуле:
Кв.-/С, К*
/Сі= *м t
Л»1|-}-/ііТ
_ Тем-7 «о 7*1,3- Тот:1
Тем
где /м — машинное время на единицу продукции, мин; ton — оперативное время на единицу продукции, мин;
/,,т — перерывы в работе машины на единицу продукции, вызванные установленной технологией и организацией производства.
. Коэффициент полезного. времени машины циклического (прерывного) действия определяется по тем же формулам, что и коэффициент машины непрерывного действия, но вместо 7*м и /м в формулы подставляют 7",, время циклической работы в течение смены и /ц — время одного цикла.
Норма времени машины на единицу продукции устанавливается по формуле
пм //„м ед. продукции
Эта норма может устанавливаться в любых единицах времени — на единицу продукции.
Норма времени рабочих, управляющих машиной, на единицу продукции равна
1 " ед. продукции
где Ччисло рабочих, управляющих машиной.
Норма времени машины (автомобиль, автокар) на транспортировку грузов за одни рейс (цикл) может быть определена по формуле (5). При этом оперативное время машины устанавливается по следующей формуле:
Л.»————- Ь ———
у, и2
где I расстояние, на которое транспортируется груз; с’і и V2 — скорость движения машины к месту выгрузки и обратно;
/,. и р — — время погрузки и разгрузки груза.
Оперативное время может рассчитываться в часах или в минутах в зависимости от расстояния транспортировки и особенностей конкретного вида транспортных работ.
Нормы выработки рабочих, обслуживающих транспортную машин;. определяются как произведение среднего веса груза, приходящегося на одни рейс, на количество рейсов за календарный период, на который рассчитывается норма.
Нормы выработки устанавливаются исходя из пробега автомашин или наработки мото-часов но каждому тішу машины. Так, например, годовой нормативный объем трудовых затрат на техническое обслуживание определяется в нормо-часах на 1000 моточасов. а годовой нормативный объем трудовых затрат на ремонт машин н механизмов в нормо-часах на 1000 километров пробега.
В ремонтных предприятиях гражданской авиации нормы времени устанавливаются, как правило, на комплекс операций. Гак. ремонт лакокрасочного покрытия обшивки планера самолета состоит из следующих операций: удаление загрязнении, частичное или полное снятие покрытия, подготовка поверхности к окраске, £4
па несение нового лакокрасочною покрытия. Норму времени на комплекс операций рекомендуется рассчитывать по формуле
TK-zv, t,,
іде V/ — объем работ на отдельных операциях в единицах продукции, приходящийся па единицу нормируемой работы (комплекс операций);
t! — норма времени на единицу продукции, изготовляемой при выполнении отдельных операций.
Если комплекс операций (рабочий процесс) выполняется нс одним, а несколькими рабочими разной квалификаций, то могут возникнуть перерывы в работе отдельных. рабочих вследствие неувязки их действий по выполнению операций. В этом случае составляются графики технологических процессов, предусматривающие такую последовательность действий рабочих но выполнению комплекса операций, при которой перерывов в работе ate будет. Если выявится, что полностью устранить перерывы нельзя, то в норме времени на комплекс операций учитываются и неустранимы 1 перерывы, предусмотренные графиком.
Норма времени на комплекс операции в этом случае будет равна
(10)
где вов, am. <іотл. «пт — время обслуживания рабочего места, подготовительно-заключительное время, время на отдых и личные надобности, время неустранимых перерывов в процентах к оперативному времени.
По этой же формуле определяется и норма времени на комплекс операций по обслуживанию машин (механизмов, аппаратов) загрузочными, разгрузочными и другими работами._
Число рабочих 4V, выполняющих комплекс операции, определяется но графику технологического процесса, но регламенту работ или по формуле:
где /д — календарное время, заданное на выполнение комплекса операций (норма длительности).
При этом с помощью графика или регламента работ уточняется состав рабочих, выполняющих данный комплекс операций, по квалификации.
Определение времени по категориям затрат
Продолжительность отдельных категорий затрат, учитываемых в норме времени на операцию, определяется на основе аналитического метода.
Время выполнения каждого элемента оперативного времени на ручных работах и вспомогательного — на машинных устанавливается в результате хронометражних наблюдении на рабочем месте с помощью аналнтнчески-исследовательского метода. При этом организационно-технические условия и порядок выполнения элементов в период наблюдении должны соответствовать запроектированным на основе предварительных исследований и аналг. »а.
Оперативное время определяется путем суммирования затрат времени по всем элементам. Так же определяется и вспомогательное время.
Машинное время определяется аналнтически-расчетным методом.
Время обслуживания рабочего места (в процентах к оперативному) устанавливается в результате проведения фотографии рабочего времени по данным нормального (проектируемого) баланса рабочего дня.
Норма подготовительно-заключительного времени устанавливается в результате анализа фотографии рабочего времени или хронометражних наблюдении но элементам затрат. При единичном и мелкосерийном производстве продукции эта норма устанавливается по данным нормального баланса фотографии рабочего дня, причем в отдельных случаях может определяться в процентах к оперативному времени.
Время на отдых устанавливается в процентах к оперативному времени. Эго время, как эффективное средство предупреждения утомления и обеспечения нормальной интенсивности труда, следует предусматривать па всех видах работ.
Общее время на отдых за смену определяется как сумма продолжительности отдельных перерывов и микропауз (см. настоящую главу, подраздел «Режимы труда и отдыха»), необходимых для частичного восстановления физиологических функций и снятия утомляемости и устанавливаемых на основе изучения динамики’ работоспособности ® течение рабочей смены (см. Изучение- затрат рабочего времени и разработка нормативных материалов но труду, разд. «Методика разработки нормативов времени на отдых и личные надобности». М., ПИИ труда, 1966).
В тех случаях, когда при установлении норм провести такое физиологическое исследование невозможно, время на отдых устанавливается но нормативам с учетом факторов, отрицательно влияющих на утомление работающих (физические усилия, нервное напряжение, монотонность работы, теми работы, рабочая поза, производственный шум, температурные условия, загрязненность воздуха 71 т. д.).
Минимальное время на отдых во всех случаях устанавливать НЄ Менее 10 МИН За СМену — ДЛЯ ПЬПЮЛНеНИЯ ПрОИЗВОДСТВе! ИОЙ гимнастики.
Время на личные надобности устанавливать в размере 10 мин за смену. На строительных площадках и других объектах, где 56
места общего пользования находятся в отдалении, увеличивать его до 15 мин.
‘При установлении нормы времени на комплекс операций или на операцию, элементы которой не имеют цикличной повторяемости (техническое обслуживание самолетов), может быть использован фотохронометраж (фотоучет). В этом случае, как и при хронометраже, сначала устанавливаются отдельные элементы оперативного времени, а затем, суммированием затрат по элементам,— оперативное время. Остальные категории затрат времени, кроме времени на отдых и личные надобности, рассчитываются также по данным фотохронометража в процентах к оперативному времени. Время на отдых и личные надобности определяется по нормативам.
Время перерывов, предусмотренных технологией и организацией производства, определяется в результате анализа графиков технологического процесса или регламента выполнения комплекса операций, составленных на основе установленных норм времени на операции или на их элементы. При анализе изыскивается возможность устранения перерывов и использования их для отдыха.
При установлении норм выработки механизмов я машин прерывного действия вспомогательное время на цикл, необходимое для выполнения машинной работы, а также машинное (время на цикл определяются на основе хронометража или фотохронометража (фотоучета) времени выполнения отдельных элементов работы.
В целях сокращения вспомогательного времени машин, поскольку оно влияет на их производительность, должны составляться графики или регламенты рационального осуществления вспомогательных работ, предусматривающие по возможности параллельное выполнение этих работ и сводящие к минимуму перерывы в работе рабочих, обслуживающих эти машины.
Перерывы в работе машин и механизмов, вызванные об п жнваннем рабочего места, подготовительно-заключительной работой, а также технологические перерывы определяются в результате фотохронометража (фотоучета), фотографий производственного» процесса или но нормативам. При установлении норм времени и выработки транспортных машин необходимо добиваться использования холостых рейсов для транспортировки грузов в обратном направлении.
При аналнтичсоки-расчстном методе нормирования труда время выполнения отдельных элементов оперативного времени ручных работ определяется по нормативам с учетам факторов, влияющих на трудоемкость и характеризующих объем работ. Подготовительно-заключительное время, время обслуживания рабочего места, время на отдых и личные надобности тоже устанавливаются но нормативам.
Машинное время определяется по формулам производительности машин или режимов работы оборудования, а также но нормативам этих режимов.