Основные данные втулки (рис. 106)

Схема втулки

Разнос горизонтальных шарниров (б) . . . . . .

» вертикальных » (б)…………………….

Смещение середины горизонтального шарнира (а) Угол поворота горизонтального шарнира от ра­диального направления (£)

Величина коэффициента компенсатора взмаха. .

Тип демпфера…………………………………………………………

Угол взмаха (вверх от плоскости, перпендикуляр­ной оси вращения)

Угол свеса лопасти (вниз от плоскости, перпенди­кулярной оси вращения)

Углы поворота лопасти относительно вертикаль­ного шарнира (от положения, перпендикуляр­ного оси горизонтального шарнира):

вперед (по направлению вращения) . . . . назад (против направления вращения) . . .

Вес втулки (сухой)…………………………………………………

Габаритные размеры втулки:

диаметр……………………………………………………. . ,

высота. ………………………………………………….

Применяемые смазки:

горизонтальных шарниров…………………………

вертикальных шарниров ……………………………

Нижнее конусное кольцо 17 имеет один разрез, а верхнее 2 — выпол­нено из двух половин.

Корпус втулки укрепляется на валу редуктора гайкой 1, контрящей­ся шплинтами. Гайка затягивается специальным тарированным ключом с моментом 100—120 кГм.

Корпус втулки имеет три (по числу лопастей) проушины, лежащие в одной плоскости под углом 120с±5′ одна по отношению к другой и об­разующие в соединении со скобами 5 горизонтальные шарниры.

Середины проушин смещены от радиального положения на расстоя­ние а = 35 мм (рис. 106). При таком расположении проушин горизон­тальный шарнир оказывается повернутым относительно радиального направления на угол £, равный 7°36/36". Величина угла | выбрана с та­ким расчетом, чтобы на основных режимах полета равнодействующая N аэродинамических Q и центробежных Fn сил лопасти была направлена примерно по линии Oi—02. Это обеспечивает более равномерное распре­деление нагрузки между игольчатыми подшипниками горизонтального шарнира и существенно повышает их долговечность, кроме того уменьша­ется осевая сила, воспринимаемая упорными подшипниками горизон­тального шарнира.

Игольчатые подшипники горизонтальных шарниров монтируются в проушинах симметрично относительно оси проушины.

Между наружными кольцами игольчатых подшипников монтируют­ся бронзовые шайбы, которые воспринимают нагрузки, направленные вдоль оси горизонтального шарнира.

Внутри каждой проушины корпуса втулки имеется полость, куда за­ливается масло для смазки подшипников горизонтальных шарниров. Установка наружных колец игольчатых подшипников в проушинах кор-

пуса обеспечивает поступление смазки под действием центробежных сил к наиболее нагруженным иглам даже при недостаточном количестве масла в полости горизонтального шарнира.

Для заливки и слива масла в корпусе втулки имеются отверстия, закрытые пробками.

Каждая проушина корпуса имеет верхние и нижние упоры, ограничи­вающие маховое движение лопастей.

Верхний упор позволяет лопасти отклоняться вверх от плоскости, перпендикулярной оси вала редуктора, на угол 25°±20′.

Нижний упор ограничивает свес лопасти. Угол свеса равен 4°30’±10′. Этот угол позволяет лопасти свободно совершать маховое движение в условиях полета и обеспечивает достаточный зазор между концом невра — щающейся лопасти и хвостовой балкой при стоянке вертолета на земле.

В нижней части корпус втулки имеет отверстие для крепления крон­штейна серьги поводка автомата перекоса.

Игольчатые подшипники 3 горизонтального шарнира (рис. 107) со­стоят из наружных и внутренних колец и набора игл размером 4Х 10 мм количеством по 54 иглы в каждом. Внутренние кольца игольчатых под­шипников имеют по краям буртики для осевой фиксации игл. Между внутренними кольцами подшипников устанавливается упорная шайба 8. Наружные кольца иголь­чатых подшипников встав­лены в проушины и зак­реплены гайками 2. Меж­ду торцами наружных ко­лец подшипников и упор­ной шайбой 8 устанавли­ваются бронзовые шайбы 7и9.

Проушина корпуса с игольчатыми подшипни­ками охватывается с двух сторон проушинами ско­бы 6. Между проушинами и внутренними кольцами игольчатых подшипников установлены стальные хромированные втулки 1, которые являются поверх­ностью трения манжет.

Через проушины скобы пропущен палец 5 гори — 13S

зонтального шарнира. Весь узел стягивается гайкой 11 и контрится шай­бой 10. Палец удерживается от проворачивания в проушине скобы сег­ментной шпонкой. Герметичность горизонтальных шарниров достигает­ся установкой резиновых колец 4 и армированных манжет, смонтирован­ных в гайках 2. Манжеты имеют дополнительный уплотнительный усик для предохранения основной рабочей кромки от пыли, вызывающей преждевременный ее износ.

Скоба 5 (см. рис. 105) представляет собой деталь коробчатого сече­ния, на одном конце которой имеются две проушины для соединения с корпусом 4 втулки и две проушины на другом конце для соединения с цапфой 8 осевого шарнира. Оси проушин расположены под прямым уг­лом друг к другу. Скоба изготовлена из высоколегированной стали.

Соединение скобы с цапфой осевого шарнира, образующее вертикаль­ный шарнир, выполнено аналогично горизонтальному шарниру.

В цилиндрической полости головной части цапфы монтируются два игольчатых подшипника, состоящих из наружных и внутренних колец и набора игл размером 4×34 мм (по 50 игл в каждом подшипнике). На­ружные кольца 15 крепятся в цапфе гайками 18. Гайки контрятся плас­тинками, привернутыми к цапфе. Внутренние кольца игольчатых под­шипников имеют по краям буртики для осевой фиксации игл. Между внутренними кольцами подшипников установлена упорная шайба б. В вертикальном шарнире между торцами наружных колец 15 подшип­ников и упорной шайбой устанавливаются бронзовые шайбы 7, воспри­нимающие осевые усилия.

Между проушинами скобы и внутренними кольцами игольчатых под­шипников расположены стальные хромированные втулки, по наружной поверхности которых работают армированные манжеты 23. Через проу­шины цапфы пропущен палец 11 вертикального шарнира.

Палец в проушине цапфы удерживается от проворачивания сегмент­ной шпонкой и закреплен в проушинах гайкой 21, которая контрится пластинчатой шайбой с отгибными усиками.

Уплотнениями вертикальных шарниров являются резиновые кольца и армированные манжеты 23.

В верхней части пальца И имеется крышка 10 пальца, закрывающая внутреннюю полость пальца. Крышка крепится к торцу пальца с по­мощью винтов.

В крышке имеется отверстие для заливки масла в полость вертикаль­ного шарнира. Отверстие закрывается пробкой 12. Масло проходит к игольчатым подшипникам через отверстия в пальце и внутренних коль­цах подшипников.

В головной части цапфы имеются два фланца для крепления крон­штейнов гидродемпферов и жесткие упоры — ограничители поворота лопасти вокруг оси вертикального шарнира.

Упоры ограничивают поворот лопасти вокруг оси вертикального шар­нира от направления, перпендикулярного оси горизонтального шарнира на угол 15°±10′ вперед (по направлению вращения) и на 8°10′ назад (против направления вращения).

Цапфа имеет цилиндрический хвостовик с резьбой, на котором за­креплены подшипники осевого шарнира. Осевой шарнир втулки образу­ется двумя основными деталями: цапфой 8 и корпусом 28.

В осевом шарнире установлены два шариковых радиальных подшип­ника, воспринимающие изгибающие моменты от лопасти, и один упор­ный роликовый, воспринимающий центробежную силу.

Гнезда сепаратора упорного подшипника повернуты относительно радиального направления на угол 45′. Это приводит,, к тому, что при пе­риодических колебаниях лопасти вокруг оси осевого шарнира в полете

сепаратор подшипника, а вместе с ним и ролики непрерывно перемеща­ются в одном направлении. В результате беговые дорожки колец под­шипника полностью участвуют в работе, что значительно увеличивает срок службы осевых шарниров и ресурс втулки несущего винта в целом.

На хвостовик цапфы напрессована стальная хромированная втул­ка 24, служащая поверхностью трения для армированной манжеты 26.

При сборке на хвостовик цапфы 2 (рис. 108) последовательно наде­ваются гайка 1 с манжетой, хромированная втулка 5, маслоотражатель — лое кольцо 6, радиальный шариковый подшипник 7, распорная втулка 8, упорный роликовый подшипник 10 с кольцами 9, 11 и весь пакет затяги­вается гайкой 12, которая предохраняется от отвинчивания штифтом 13. На цилиндрическую часть гайки 12 устанавливается второй радиальный шариковый подшипник.

Цапфа с закрепленными на ней подшипниками вставляется в корпус осевого шарнира и закрепляется на ней гайкой 1. Цапфа имеет игольча­тый подшипник 3 крепления демпфера и резиновое кольцо 4.

Корпус осевого шарнира (см. рис. 105) выполнен в виде стального стакана, на днище которого имеется гребенка с проушинами для крепле­ния лопасти.

На другом конце стакана имеется резьба под гайку 25 и фланец, к которому четырьмя болтами крепится рычаг 64 поворота лопасти. Болты 66 разгружены от срезывающих усилий втулками 65.

Конец рычага поворота лопасти имеет цилиндрическую полость, в ко­торой на шариковых подшипниках установлен валик 55 шарнира рыча­га. Осевая фиксация валика осуществляется крышкой 59, притянутой четырьмя болтами к торцу рычага.

В головке валика шарнира запрессованы два шариковых подшипни­ка 56, через внутренние кольца которых проходит ось вилки тяги пово­рота лопасти, идущей от тарелки автомата перекоса. Смазка подшип­ников валика шарнира производится через масленку, ввернутую в рычаг.

В корпус осевого шарнира устанавливаются два кольца 36 и 38 и тарельчатая пружина 57; затем в корпус вставляется хвостовик цапфы с закрепленными на нем подшипниками. Весь узел затягивается гайкой, контрящейся пластиной, привернутой к корпусу осевого шарнира. Та­рельчатая пружина 57 служит для осевой подгрузки радиального шари­кового подшипника 35. Кольца 36 и 38 предназначены для регулировки натяга тарельчатой пружины.

В корпусе осевого шарнира имеются отверстия для заливки и слива масла, закрытые пробками 31.

Рис. 108. Детали осевого шарнира

Ш

Уплотнение полости осевого шарнира осуществляется армированной манжетой 26, кромка которой работает по поверхности втулки 24.

Демпфирование колебаний лопастей относительно вертикальных шарниров осуществляется с помощью гидравлических демпферов.

Гидравлические демпферы в отличие от фрикционных имеют более стабильные характеристики и меньший вес.

Для непрерывного восполнения возможных утечек жидкости из — ги­дравлических демпферов имеется компенсационная система, состоящая из компенсационного — бачка и гибких шлангов, — соединяющих бачок со штуцерами гидродемпферов.

Компенсационный бачок устанавливается на верхней части корпуса втулки несущего винта и крепится к нему на трех винтах. Бачок литой из сплава АЛ-9 имеет колпак из органического стекла, что обеспечивает хорошую видимость наличия масла в бачке. Колпак приклеен к корпу­су бачка.

Емкость компенсационного бачка (со шлангами) равна 0,9 кГ, емкость камеры одного демпфера — 0,28 кГ, общая емкость сис­темы гидравлических демпферов— 1,740 кГ. Заправка компенсационно­го бачка маслом АМГ-10 производится до контрольной риски, нанесен­ной на прозрачном колпаке.

Гидравлический демпфер (рис. 109) состоит из двух основных дета­лей: цилиндра 8 и поршня со штоком 20.

Цилиндр 8 двумя цапфами устанавливается в игольчатых подшипни­ках, смонтированных в кронштейнах, соединенных призонными болтами с фланцами цапф осевого шарнира. В кронштейны ввинчены крышки с масленками для зашприцовки смазки.

С одной стороны цилиндр 8 закрывается крышкой 11, крепящейся к нему 12 болтами.

В днище цилиндра и крышки запрессованы бронзовые втулки 22, в которых перемещается шток 20. Во втулке установлены резиновые уп­лотнения. На среднюю резьбовую часть штока навинчен поршень с че­тырьмя перепускными клапанами. На поршне установлено резиновое уплотнительное кольцо.

Перепускной клапан состоит из корпуса 16, конуса 17, пружины 18 и гайки 19. Пружина, упираясь в гайку, прижимает конус 17 к седлу кор­пуса. Клапаны регулируются на давление 17±0,5 кГ/см2, при котором

Рис. 109. Гидравлический демпфер:

/ — корпус упора; 2 — амортизатор; 3 — чехол; 4 — пробка; 5 — пружина; 6 — втулка регулировоч­ная; 7, 21 — пробки; 3 — цилиндр; 9 — штуцер; 10 — клапан; // —крышка; 12 — уплотнительное коль­цо- ‘із — стакан; 14 — корпус иглы; 15 — регулировочная игла; 16 — корпус клапана; 17 — конус кла — ’ пана; 18 — пружина; 19 — гайка; 20 — шток с поршнем; 22 —втулка;

I, II — полости демпфера

обеспечивается их открывание. На основных режимах полета демпфер работает с перепуском жидкости через перепускные клапаны.

На резьбовой конец штока навинчен корпус 1 упора, к которому четырьмя болтами крепится амортизатор 2, состоящий из двух стальных пластин и привулканизированной к ним резины. Амортизатор предназ­начен для смягчения удара о задний ограничитель вертикального шар­нира при раскрутке несущего винта.

Корпус упора с помощью серьги 67 (см. рис. 105) соединен с пальцем горизонтального шарнира. Шарниры серьги имеют взаимно перпендику­лярные оси, что обеспечивает компенсацию возможных перекосов при монтаже гидравлических демпферов, а также обеспечивает нужную кинематику при работе их.

В головку корпуса упора запрессована бронзовая втулка 72, которая является подшипником шарнира, соединяющего серьгу с корпусом упора.

Шарнирное соединение серьги с пальцем горизонтального шарнира выполнено на игольчатых подшипниках 69, установленных в серьге.

Уплотнение шарниров серьги осуществляется круглыми резиновыми кольцами. Смазка шарниров серьги производится через масленки, уста­новленные в осях шарниров.

На корпус упора и цилиндр надевается гофрированный чехол 3 (см. рис. 109), предохраняющий от загрязнения штока 20.

Уплотнение штока 20 обеспечивается резиновыми кольцами, поме­щенными в расточках цилиндра и крышки между кожаными проклад­ками.

Крышка 11 уплотняется также резиновым кольцом, установленным между кожаными прокладками в кольцевой канавке крышки. К крышке 11 на резьбе крепится стакйн 13, закрывающий открытый конец штока.

В теле цилиндра просверлены перепускные каналы А я Б гидравли­ческого демпфера и установлены компенсационные клапаны Л (рис. 110).

Полость между этими клапанами через гибкий шланг, присоединен­ный к штуцеру Г, связана с компенсационным бачком.

В канале Б, соединяющем полости І я II гидравлического демпфера, установлена конусная игла Д так, что между иглой и цилиндром обра­зуется кольцевой зазор, величина которого может меняться при ввин­чивании или вывинчивании иглы. Изменение положения иглы изменяет гидравлическое сопротивление канала Б, определяющее момент начала открывания перепускных клапанов В. Игла закрыта колпачком, кото-

рый после регулировки гидравлических демпферов на стенде пломби­руется. I

На рис. 111 приведена характеристика гидравлического демпфера — зависимость усилия Р по штоку от скорости V перемещения поршня от­носительно цилиндра. ‘

При малых скоростях перемещения поршня относительно цилиндра жидкость из одной полости в другую перетекает по каналу Б (см. рис. ПО) под небольшим давлением. Усилие Р (см. рис. 111) в этом слу­чае прямо пропорционально скорости перемещения штока.

С увеличением скорости перемещения поршня давление жидкости возрастает и при достижении 17 кГ/см2 открываются перепускные кла­паны и основной поток жидкости устремляется через них. При этом уси­лие по штоку достигает примерно 500 кГ (точка а на характеристике).

При дальнейшем увеличении скорости перемещения поршня давле­ние жидкости возрастает незначительно и усилие по штоку остается практически постоянным. При такой зависимости давления от скорости перемещения поршня демпфирующий момент гидравлических демпфе­ров на всех режимах полета остается почти одинаковым.

Небольшое количество жидкости при работе демпфера перетекает из одной полости в другую через компенсационные клапаны. В клапанах имеются калиброванные отверстия, соединяющие полости цилиндра с ка­налом А (см. рис. 110). Величина отверстий в клапанах и гидравлические сопротивления трубопроводов подобраны таким образом, что давление в канале А на всех режимах работы демпфера не может превысить давле­ния от центробежных сил жидкости, находящейся в трубопроводе меж­ду компенсационным бачком и демпфером. Поэтому жидкость из гидро — демпфера обратно в компенсационный бачок поступать не может, но воздушные пузырьки с небольшим количеством жидкости имеют возмож­ность попадать по трубопроводам в компенсационный бачок. Вместе с тем из компенсационного бачка через компенсационные клапаны проис­ходит непрерывное восполнение возможных утечек жидкости из демп­феров.

Такая конструкция компенсационной системы обеспечивает надеж­ную и стабильную работу гидравлических демпферов.

Дренаж гидравлических демпферов осуществляется через компенса­ционный бачок.