ОТКУДА ПОШЛИ АЭРОПЛАНЫ

Среди бесчисленных крыльчатых снарядов прежни веков несомненно были и такие, в которых крыль должны были не только „хлопаться", — ходить вверх вниз, — но и „нести" летчика в неподвижно распластанно: состоянии. И только вследствие скудости сведений о ни и неясности в описаниях (каждый всегда стремится сохрг

бб

нить свое изобретение в тайне), — в истории нет точных данных о первых истинных „планеристах".

Полное и изумительно прозорливое описание совре­менного аэроплана дал впервые известный английский математик Джордж Кэли (в 1809 г.). Он указал на сопро­тивление воздуха, получающееся при быстром движении наклоненной пластинки, и на подъемную силу в этом сопро-

Подпись: Рис. ЗО. Схема аэро-плана из статьи Джорджа Кэли. — cib — несущая по-верхность; С—центр сопротивления воз-духа; fg—хвостовая поверхность.Подпись:image42"тивлении, на тя­гу от воздушного винта, вращае-

лого мотором, и даже на хвост, играющий ту же роль, как і хвост у змея, — служить органом устойчивости (см. же. 30 и 31). Мало того, он делал и какие-то практи — іеские опыты с планерами, о которых, к сожалению, не :охранилось сведений. »

Но вот в Европе забегала по рельсам „чугунка", в портах и гаванях, на ряду с парусниками, стали оказываться пароходы, и паровая машина неизбежно тала соблазнять изобретателей, искавших воздушных утей. Аэроплан, описанный Кэли, взялся выполнить на

деле в 1842 г. его соотечественник механик Г е н с о н, Удачно спроектированный им аэроплан (см. рис. 32) имеет большое сходство с современными самолетами: моно­

планные расчаленные крылья, лапчатый хвост и даже колеса для разбега. Только при крупных размерах (около 40 м в размахе) ему была назначена до смеш­ного слабая машина — всего в 20 л. с. (такие аэропланы

image43

Рис. 32. Аэроплан Генсона (проект 1842 г.). Два многолопастных про­пеллера за крыльями.

имеют теперь несколько моторов свыше 1000 л. с.). Получив в Западной Европе большую популярность, как смелая и красивая фантазия, этот проект сыграл извест­ную агитационную роль. Но тем более странно, что после того о работах Кэли совершенно забыли и оце­нили* их, как новое открытие, лишь в 1874 году, когдг во Франции организовалось после Прусской войны научное „О-во воздушной навигации".

Сам Генсон, сперва один, а потом с талантливых механиком Стрингфелло, соорудил в 1845 г. малень

кую модель своего аэроплана весом в 13 кі, тоже с паро­вой машинкой. Но успехов, на которые рассчитывали, эта модель, конечно, не дала, и обескураженный изобретатель уехал в Америку. А Стрингфелло почти до смерти (1883 г.)

image44

Рис. 33. Эта немецкая карикатура 1885 г. изображает аэро-полицей­ского, догоняющего аэро:вора. До самого конца XIX века об аэропла­нах знали очень мало, и все мечты о покорении воздуха обычно свя­зывались, как и на этом рисунке, с крыльчатыми аппаратами гребного типа (орнитоптеры —■ с бьющими крыльями).

продолжал строить паровые самолетики, получив п 1868 г. на первой Лондонской авио-выставке премию за прекрас­ную конструкцию легких двигателей. Он добился даже, что некоторые из его моделей летали, но исключительно на привязи, так как у йих не было устойчивости (один его триплан до сих пор хранился в музее в Вашингтоне).

Тем временем в Англии, а затем во Франции появи­лось много других изобретателей и конструкторов раз­ных аэропланов. Надо сказать только, что тогда слово „аэроплан" в обращении еще не было, оно было дано впервые французом Жозеф Плин в применении к проекту аэростата с наклонными (аэропланными — вы­ражаясь современным языком) поверхностями. И только четверть века спустя аэропланом стали называть то, что зовется сейчас.