ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

25.851. Огнетушители

(a) Ручные огнетушители.

(1) В пассажирских кабинах должно быть удобно расположено и равномерно распределе­но, как минимум, следующее количество руч­ных огнетушителей:

(2) Подпись:В кабине экипажа должен быть удобно расположен, как минимум, один ручной огнету­шитель.

(3) В каждом грузовом или багажном отсеке класса А или В и в каждом грузовом или багаж­ном отсеке класса Е, доступном для экипажа в полете, должен быть предусмотрен, как мини­мум, один легкодоступный ручной огнетуши­тель.

(4) В каждом буфете (кухне), расположенном выше или ниже пассажирской кабины, должен быть расположен или легкодоступен для исполь­зования в нем, как минимум, один ручной огне­тушитель.

(5) Каждый ручной огнетушитель должен быть одобрен.

(6) Как минимум, один из требуемых ручных огнетушителей, расположенных в пассажирской кабине самолета с количеством пассажирских мест от 31 до 60, и, как минимум, два огнетуши­теля из расположенных в пассажирской кабине самолета с количеством пассажирских мест 61 и более должны быть заряжены хладоном 12В1 (дифторхлорбромметан CBrClF2) или эквива­лентным веществом. Тип огнегасящего веще­ства, используемого в любом другом огнетушите­ле, предусмотренном в настоящем параграфе, должен соответствовать возможному виду пожа­ра в местах применения огнегасящего вещества.

(7) Количество огнегасящего вещества, ис­пользуемого в каждом огнетушителе, требуемом в настоящем параграфе, должно соответствовать виду возможного пожара в местах его примене­ния.

(8) Каждый огнетушитель, предназначенный для использования в отсеке с людьми, должен быть рассчитан на сведение к минимуму опасной концентрации токсичных газов.

(b) Встроенные (стационарные) огнетушите­ли. Если применены встроенные огнетушите­ли, то:

(1) Каждая система с встроенным огнетуши­телем должна быть установлена так, чтобы:

(1) огнегасящее вещество, способное прони­кнуть в отсек с людьми, не представляло опасно­сти для находящихся в нем людей; и

(ii) разрядка огнетушителя не приводила к повреждению конструкции.

(2) Вместимость каждой требуемой встроен­ной системы пожаротушения должна соответ­
ствовать любому возможному виду пожара, кото­рый может возникнуть в отсеке, где она приме­няется, с учетом объема и интенсивности возду­хообмена в отсеке.

25.853. Внутренняя отделка кабин

На все отсеки, занимаемые экипажем или пассажирами, распространяется следующее:

(a) Материалы (включая облицовку или де­коративные покрытия, нанесенные на матери­алы) должны удовлетворять применимым к ним критериям испытаний, предписанным в части I Приложения F настоящих Норм, или других одобренных эквивалентных методов, независимо от пассажировместимости самоле­та.

(b) [Зарезервирован].

(c) Помимо удовлетворения требований пункта (а) данного параграфа подушки кресел, кроме подушек кресел летного экипажа, дол­жны удовлетворять требованиям к испыта­ниям, приведенным в части II Приложения F настоящих Норм, или другим эквивалентным методам, независимо от пассажировместимо­сти самолета.

(d) За исключением установленного в пунк­те (е) настоящего параграфа на самолетах вме­стимостью 20 или более пассажиров помимо выполнения требований к воспламеняемости, предписанных в пункте (а) настоящего па­раграфа, следующие компоненты внутренней отделки должны также удовлетворять требова­ниям к испытаниям, приведенным в частях IV и V Приложения F настоящих Норм, или дру­гим одобренным эквивалентным методам:

(1) Внутренние панели потолка и стен, кро­ме плафонов освещения и иллюминаторов.

(2) Перегородки, кроме прозрачных пане­лей, необходимых для повышения безопасно­сти в кабинах.

(3) Конструкции буфетов, включая наруж­ные поверхности сложенных тележек, стан­дартных контейнеров и стенок емкостей, под­верженные внешним воздействиям, если не пе­ревозится полный комплект таких тележек или контейнеров; и

(4) Большие шкафы или места для размеще­ния в кабинах (кроме мест для размещения под креслами и мест для хранения небольших пред­метов, таких, как журналы и карты).

(e) Внутренняя отделка отсеков, таких, как кабина экипажа, буфеты-кухни, туалеты, зоны отдыха экипажа, шкафы и отсеки для размеще­ния не обязательно должна удовлетворять тре­бованиям пункта (d) данного параграфа, если обеспечена изоляция внутренней отделки та­ких отсеков от основной пассажирской кабины посредством дверей или эквивалентных средств, которые обычно должны быть закрыты в условиях аварийной посадки.

(f) В туалетах курение не разрешается. Если курение допускается в любом другом отсеке,
занимаемом членами экипажа или пассажира­ми, то для всех сидящих людей должно быть предусмотрено соответствующее количество съемных пепельниц контейнерного типа.

(g) Независимо от того, разрешено курение в любой другой части самолета или нет, туалеты должны иметь съемные пепельницы контей­нерного типа, расположенные на видном месте на наружной стороне двери каждого туалета или около нее, за исключением того, что одна пепельница может служить более чем для одной двери туалета, если пепельницу можно легко увидеть со стороны кабины, для которой каж­дый туалет предназначен.

(h) Каждый сборник для использованных воспламеняющихся материалов должен плотно закрываться, быть изготовлен, по крайней ме­ре, из огненепроницаемого материала и должен задерживать распространение пожаров, кото­рые могут возникнуть в нем при нормальном использовании. Способность сборника задер­живать распространение таких пожаров при всех вероятных условиях износа, смещений и вентиляции, ожидаемых в эксплуатации, дол­жна быть продемонстрирована испытаниями.

25.854. Пожарная защита туалетов

На самолетах с количеством пассажирских мест 20 или более:

(a) Каждый туалет должен быть оборудован си­стемой дымообнаружения или эквивалентной си­стемой, в которой предусмотрены либо сигналь­ная лампа в кабине экипажа, либо сигнальная лампа (звуковой сигнал) в пассажирском салоне, легко обнаруживаемые бортпроводником; и

(b) Каждый туалет должен быть оборудован встроенным огнетушителем на каждом сборни­ке полотенец, бумаги или отходов, находящих­ся в туалете. Этот огнетушитель должен быть рассчитан на автоматическую разрядку в каж­дый сборник отходов при возникновении пожара в этом сборнике.

25.855. Грузовые и багажные отсеки

Ко всем грузовым и багажным отсекам, не за­нимаемым экипажем и пассажирами, относится следующее:

(a) Каждый отсек должен соответствовать тре­бованиям к одному из классов, перечисленных в

25.857.

(b) Грузовые и багажные отсеки классов от В до Е по классификации, приведенной в 25.857, дол­жны иметь облицовку, и эта облицовка должна быть отдельной от конструкции самолета (но мо­жет быть и присоединенной к ней).

(c) Панели потолка и боковых стен отсеков классов С должны удовлетворять требованиям к испытаниям, регламентируемым частью III При­ложения F настоящих Норм, или другими одоб­ренными эквивалентными методиками.

(d) Все другие материалы, используемые в кон­струкции грузовых и багажных отсеков, должны удовлетворять относящимся к ним критериям ис­пытаний, предписанным частью I Приложения F настоящих Норм, или другими одобренными эк­вивалентными методиками.

(e) Ни в каком отсеке не должны находиться какие-либо органы управления, электропроводка, трубопроводы, оборудование и агрегаты, повреж­дение или отказ которых может повлиять на безо­пасность эксплуатации, если они не защищены та­ким образом, что:

(1) Они не могут быть повреждены при переме­щении груза в отсеке; и

(2) Их поломка или отказ не создадут опасности пожара.

(f) Должны быть приняты меры, исключающие влияние груза или багажа на работу средств пожар­ной защиты.

(g) Источники тепла внутри отсека должны быть экранированы и изолированы во избежание воспламенения груза или багажа.

(h) Должны быть проведены летные испытания для показа соответствия требованиям 25.857 в ча­сти оценки:

(1) Доступности отсеков.

(2) Проникновения опасных количеств дыма или огнегасящего состава в отсеки, занимаемые экипажем и пассажирами; и

(3) Распределения огнегасящего состава в отсе­ках класса С.

(i) Во время этих испытаний должно быть пока­зано, что не может произойти ложное срабатыва­ние датчиков обнаружения дыма или огня в ка­ком-либо отсеке в результате пожара в любом дру­гом отсеке во время или после тушения пожара, если только система пожаротушения не обслужи­вает эти отсеки одновременно.

25.857. Классификация грузовых и багажных отсеков

(a) Класс А. Грузовой или багажный отсек относится к классу А, если:

(1) Возникновение в нем пожара легко об­наруживается членом экипажа, находящимся на своем рабочем месте; и

(2) Каждая часть отсека легкодоступна во время полета.

(b) Класс В. Грузовой или багажный отсек относится к классу В, если:

(1) Во время полета член экипажа имеет воз­можность эффективно достичь любой части от­сека огнегасящим веществом из ручного огнету­шителя.

(2) При использовании средств для доступа в отсек предотвращается распространение опас­ного количества дыма, пламени или огнегася­щего вещества в любое помещение, в котором находятся члены экипажа или пассажиры.

(3) Имеется отдельная одобренная система датчиков обнаружения дыма или огня, обеспе­чивающая подачу сигнала о возникновении пожара на рабочее место пилота или бортин­женера.

(c) Класс С. К классу С относятся грузовые или багажные отсеки, которые не соответству­ют требованиям, предъявляемым к отсекам класса А или В, но в которых имеются:

(1) Отдельная одобренная система датчиков обнаружения дыма или огня, выдающая сигнал о возникновении пожара на рабочее место пи­лота или бортинженера.

(2) Одобренная встроенная (стационарная) система пожаротушения или подавления пожа­ра, управляемая из кабины экипажа.

(3) Средства, исключающие попадание опасного количества дыма, пламени или огне­гасящего вещества в любое помещение, в кото­ром находятся члены экипажа или пассажиры.

(4) Средства управления вентиляцией и воз­духообменом в отсеке, предназначенные для того, чтобы используемое огнегасящее веще­ство могло ограничивать развитие любого по­жара, который может возникнуть в отсеке.

(d) [Зарезервирован].

(e) Класс Е. Грузовой отсек класса Е предназначен для самолетов, используемых только для перевозки груза, на которых:

(1) [Зарезервирован].

(2) Имеется отдельная одобренная система датчиков обнаружения дыма или огня, сигна­лизирующая о возникновении пожара на рабо­чее место пилота или бортинженера.

(3) Имеются средства для перекрытия пото­ка воздуха вентиляции в отсек или внутри отсе­ка, а органы управления этими средствами раз­мещаются в кабину экипажа в местах, досту­пных для членов экипажа.

(4) Имеются средства, исключающие попада­ние опасного количества дыма, пламени или вредных газов в кабине экипажа; и

(5) Требуемые для экипажа аварийные выхо­ды доступны при любых вариантах загрузки.

25.858. Системы обнаружения дыма или пожара в грузовом или багажном отсеке

Если запрашивается сертификат на самолет со средствами обнаружения дыма или огня в грузо­вом или багажном отсеке, то каждый грузовой или багажный отсек с этими средствами должен соот­ветствовать следующим требованиям:

(a) Система обнаружения пожара должна обес­печивать выдачу летному экипажу визуального сигнала в интервале времени 1 мин после начала пожара.

(b) Система должна обнаруживать пожар при температуре значительно более низкой, чем тем­пература, при которой существенно снижается прочность конструкции самолета.

(c) Должны иметься средства контроля функ­ционирования каждой цепи датчика экипажем в полете.

(d) Эффективность системы обнаружения по­жара должна быть показана для всех одобренных эксплуатационных конфигураций и условий.

25.859. Пожарная защита обогревателей, работающих на топливе

(a) Пожароопасные зоны обогревателей. Дол­жны быть защищены от пожара в соответствии с относящимися к ним требованиями, изло­женными в параграфах 25.1181 — 25.1191 и 25.1195 — 25.1203, следующие пожароопасные зоны обогревателей:

(1) Зона, окружающая обогреватель, если в ней имеются любые компоненты систем с вос­пламеняющимися жидкостями (за исключени­ем топливной системы обогревателя), которые:

(1) могут быть повреждены при неисправно­сти обогревателя; или

(ii) могут пропустить воспламеняющиеся жидкости или пары в обогреватель (в случае их утечки).

(2) Зона, окружающая обогреватель, если топливная система обогревателя имеет армату­ру, которая в случае утечки будет пропускать топливо или его пары в эту зону.

(3) Часть воздушного вентиляционного про­странства, которая окружает камеру сгорания. Однако в воздушных каналах вентиляции каби­ны пожаротушение не требуется.

(b) Вентиляционные каналы. Каждый венти­ляционный канал, проходящий через любую пожароопасную зону, должен быть огненепро­ницаемым. Кроме того:

(1) Воздушный вентиляционный канал, вы­ходящий из каждого обогревателя, должен быть огненепроницаемым на достаточно большом участке, чтобы пожар, возникший в обогрева­теле, не распространялся за пределы канала, если только не обеспечена изоляция огнене­проницаемыми перекрывными устройствами или иными средствами равной эффективности.

(2) Каждая часть любого вентиляционного канала, проходящего через любую зону, в кото­рой размещена система с воспламеняющейся жидкостью, должна быть сконструирована или изолирована от этой системы так, чтобы неис­правность любого компонента системы не мо­гла привести к попаданию воспламеняющихся жидкостей или их паров в поток воздуха для вентиляции.

(c) Каналы подвода воздуха к камере сгорания обогревателя. Каждый канал подвода к камере сгорания обогревателя должен быть огненепро­ницаемым на достаточно большом участке для предотвращения повреждения в результате об­ратной вспышки или распространения пламени в обратном направлении. Кроме того:

(1) Каналы подвода воздуха к камере сгора­ния обогревателей не должны сообщаться с по­током воздуха для вентиляции, если только пламя при обратной вспышке или обратном го­рении не может попасть в поток воздуха для вентиляции в любых эксплуатационных усло­виях, включая противоток или неисправности обогревателя или связанных с ним элементов.

(2) Канал подвода воздуха к обогревателю не должен препятствовать быстрому отводу обрат­ной вспышки, которая при таком ограничении может вызвать отказ обогревателя.

(d) Органы управления обогревателем. Общие требования. Должны быть предусмотрены сред­ства предотвращения опасного скопления воды или льда на или в каком-либо элементе упра­вления обогревателем, трубах прокладки систе­мы управления или средствах обеспечения бе­зопасной работы.

(e) Средства обеспечения безопасной работы обогревателя. Для каждого обогревателя дол­жны быть предусмотрены следующие устрой­ства, обеспечивающие безопасность его рабо­ты:

(1) Независимо от элементов, осуществляю­щих нормальное непрерывное регулирование температуры воздуха, расхода воздуха и топли­ва, должны быть предусмотрены для каждого обогревателя средства автоматического отклю­чения зажигания и подачи топлива к обогрева­телю в точке, удаленной от обогревателя, сра­батывающие, если:

(1) температура теплообменника превышает безопасные пределы;

(ii) температура воздуха для вентиляции пре­вышает безопасные пределы;

(iii) расход воздуха через камеру сгорания перестает соответствовать требованиям безо­пасной работы;

(iv) расход воздуха для вентиляции перестает соответствовать требованиям безопасной работы.

(2) Средства, предусмотренные в соответ­ствии с пунктом (е)(1) данного параграфа для любого отдельного обогревателя, должны:

(i) быть независимы от элементов, обслужи­вающих любой другой обогреватель, тепловая мощность которого необходима для обеспече­ния безопасной эксплуатации; и

(ii) держать обогреватель в выключенном со­стоянии до тех пор, пока он не будет повторно включен экипажем.

(3) Должна быть предусмотрена сигнализа­ция, предупреждающая экипаж о том, что лю­бой обогреватель, отбор тепла от которого необходим для обеспечения безопасной эк­сплуатации, отключен автоматическими сред­ствами, указанными в пункте (е)(!) данного па­раграфа.

(f) Воздухозаборники. Каждый воздухозабор­ник, камеры сгорания и системы воздушной вентиляции должны быть расположены так, чтобы воспламеняющиеся жидкости и пары не могли проникнуть в систему обогревателя при любых эксплуатационных условиях:

(1) В процессе нормальной эксплуатации; или

(2) При неисправности какого-либо компо­нента.

(g) Выхлопная система обогревателя. Выхло­пные системы обогревателей должны удовле­творять требованиям параграфов 25.1121 и 25.1123. Кроме того, в конструкции выхлопной системы обогревателя должны быть предусмо­трены меры обеспечения безопасного отвода продуктов сгорания, предотвращающие:

(1) Утечки топлива из выхлопной системы в окружающие ее отсеки.

(2) Контакт выхлопных газов с окружающим оборудованием или конструкцией.

(3) Зажигание воспламеняющихся жидкостей выхлопными газами, если выхлопная система находится в отсеке, в котором проходят трубо­проводы с воспламеняющейся жидкостью; и

(4) Сопротивление выхлопной системы бы­строму выбросу обратной вспышки, которая при несоблюдении этого условия может вы­звать повреждение обогревателя.

(h) Топливные системы обогревателя. Топлив­ная система каждого обогревателя должна соот­ветствовать всем требованиям к топливной си­стеме силовой установки, относящимся к безо­пасности работы обогревателя. Каждый компо­нент топливной системы обогревателей, распо­ложенный в зонах прохождения воздушного по­тока для вентиляции, должен быть защищен ко­жухом, чтобы в случае утечки топлива из него оно не могло попасть в поток воздуха для вентиляции.

(i) Слив топлива. Должны быть предусмотре­ны устройства для безопасного слива топлива, которое может скапливаться внутри камеры сгорания или в теплообменнике. Кроме того:

(1) Любая часть системы слива, которая ра­ботает при высоких температурах, должна быть защищена так же, как и выхлопные системы обогревателя; и

(2) Системы слива должны быть защищены от опасных скоплений льда в любых условиях эксплуатации.

25.863. Пожарная защита в зонах

с воспламеняющимися жидкостями

(a) В каждой зоне, где могут появиться вос­пламеняющиеся жидкости или их пары из-за утечки из жидкостной системы, должны быть предусмотрены средства, сводящие к миниму­му вероятность воспламенения этих жидкостей или паров и общую опасность, если воспламе­нение произошло.

(b) Соответствие требованиям пункта (а) данного параграфа должно быть показано пу­тем анализа или испытаниями и при этом дол­жны быть рассмотрены следующие факторы:

(1) Возможные источники и пути утечки жидкостей и средства обнаружения утечек.

(2) Характеристики воспламеняемости жид­костей, в том числе влияние любых горючих или абсорбирующих материалов.

(3) Возможные источники зажигания, в том числе неисправности в электросистеме, пере­грев оборудования и неправильное срабатыва­ние защитных устройств.

(4) Принятые меры по ограничению или ту­шению пожара, такие, как перекрытие потока жидкости, отключение оборудования, огнене­проницаемые кожухи или применение огнега­сящих веществ.

(5) Способность выдерживать пожар и нагрев тех элементов самолета, которые являются кри­тическими с точки зрения безопасности полета.

(c) Если для предотвращения или противо­действия горению жидкости требуются дей­ствия летного экипажа (например, отключение оборудования или приведение в действие огне­тушителя), то должны быть предусмотрены бы­стродействующие средства предупреждения экипажа об опасности.

(d) Должна быть определена и указана каждая зона, где возможна утечка воспламеняющихся жидкостей или паров из жидкостной системы.

25.865. Пожарная защита органов управления, узлов крепления двигателей и других конструкций, обеспечивающих полет

Жизненно важные органы управления, узлы крепления двигателей и другие конструкции, обеспечивающие полет, расположенные в уста­новленных пожароопасных зонах или в смеж­ных зонах, которые могут быть подвержены влиянию пламени в пожароопасной зоне, дол­жны быть изготовлены из огненепроницаемого материала или быть защищены так, чтобы они могли выдерживать воздействие пожара.

25.867. Защита от пожара других частей самолета

(a) Поверхности самолета, расположенные за мотогондолами в пределах расстояния в один диаметр мотогондолы по осевой линии, дол­жны быть по меньшей мере огнестойкими.

(b) Требования пункта (а) данного парагра­фа не распространяются на поверхности само­лета, лежащие за мотогондолами, не подвер­гающиеся непосредственному воздействию вы­соких температур, пламени или искр, исходя­щих из установленной пожароопасной зоны или отсека двигателя любой мотогондолы.

25.869. Пожарная защита систем

(a) Компоненты электросистемы:

(1) Компоненты электросистемы должны удовлетворять относящимся к ним требованиям 25.831(с) и 25.863 по защите от огня и дыма.

(2) Электрические кабели, клеммы и обору­дование в установленных пожароопасных зо­нах, используемые при аварийных процедурах, должны быть по меньшей мере огнестойкими.

(3) Основные силовые кабели (в том числе кабели генераторов) в фюзеляже должны быть спроектированы так, чтобы допускались их приемлемые деформации и растяжение без от­казов, и, кроме того, они должны быть:

(i) изолированы от трубопроводов с воспла­меняющимися жидкостями; или

(ii) заключены в гибкую электрически изоли­рованную оболочку или эквивалентное устрой­ство, помимо нормальной изоляции кабеля.

(4) Изоляционное покрытие электропрово­дов и электрических кабелей, размещенных в любой зоне фюзеляжа, должно быть самозату­хающим при испытаниях согласно соответству­ющим пунктам части I Приложения F настоя­щих Норм.

(b) Все трубопроводы воздушных вакуумных систем и соединения на выходе насоса, кото­рые могут содержать воспламеняющиеся пары или жидкости, должны удовлетворять требова­ниям 25.1183, если эти трубопроводы и соеди­нения находятся в установленной пожароопас­ной зоне. Другие компоненты вакуумных си­стем в установленных пожароопасных зонах должны быть по меньшей мере огнестойкими.

(c) Оборудование и трубопроводы кислород­ной системы:

(1) Не должны размещаться в установленной пожароопасной зоне.

(2) Должны быть защищены от тепла, гене­рируемого в установленной пожароопасной зо­не или выходящего из нее; и

(3) Должны быть установлены так, чтобы вытекающий наружу кислород не мог вызвать воспламенения скоплений смазки, жидкости или паров, которые могут образоваться при нормальной работе или в результате разруше­ния или неисправности любой системы.

(а*) В стационарной кислородной системе должно быть предусмотрено устройство для стравливания кислорода из баллонов за борт в случае аварийного повышения давления.