СВЕТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ ОБОГРЕВА
Назначение и классификация светотехнического оборудования
Устройства светотехнического оборудования предназначены для создания и приема лучистого потока оптического диапазона электромагнитного спектра излучения. Основными элементами их являются источники и приемники излучений.
По принципу действий источники излучений разделяются на тепловые, люминесцентные и оптические генераторы.
Спектральный состав излучения тепловых источников и величина их лучистого потока определяются температурой нагрева излучателя. Излучение в люминесцентных излучателях возникает при возбуждении электронов и атомов вещества электромагнитным полем, что приводит затем к спонтанному переходу возбужденных частиц на более низкие энергетические уровни. Спектр люминесцентного излучения значительно уже спектра тепловых излучателей.
В оптических генераторах (лазерах и других) излучения обусловлены индуцированными переходами атомов с высоких на более низкие энергетические уровни. Эти излучения монохроматические и распространяются в очень малом телесном угле.
Приемники излучений оптического спектра включают в себя устройства, которые воспринимают, а затем преобразуют излучения источников в сигналы определенного вида и уровня для последующего использования их в системах наблюдения и управления. Из приемников излучения в авиационном оборудовании нашли применение фотоэлектрические, тепловые приемники инфракрасного спектра излучения.
В зависимости от назначения светотехническое оборудование самолетов н вертолетов разделяют на следующие:
внутреннего освещения;
внешней н внутренней сигнализации;
посадочного н рулежного освещения
Здесь будут рассмотрены только три первых вида светотехнического оборудования.
Внутреннее освещение на самолете или вертолете необходимо для обеспечения в ночное время чтения показаний приборов, карт, инструкций, наблюдения за отдельными техническими устройствами и т. д. Оно подразделяется на общее и местное. Общее освещение обеспечивает равномерное освещение кабин, отсеков.
Местное же освещение предназначено для освещения в полете приборных досок, панелей управления, рабочих столов и т. д. Устройства местного освещения состоят из кабинных и переносных ламп, установок ультрафиолетового освещения и т. п.
Лампы ультрафиолетового света (УФО) облучают ультрафиолетовым светом поверхности (надписи), покрытые люминофорами (светосоставами) постоянного пли временного действия. При таком облучении обеспечивается четкое выделение цифр, букв на темном фоне шкал, досок и др. без световых бликов, но сопутствующая этому облучению голубая дымка ухудшает чувствительность глаза. Кроме того, радиация светосоставов оказывает вредное воздействие на организм человека.
В настоящее время для подсвета приборных досок, шкал приборов широко применяется освещение красным светом, которое обладает всеми достоинствами освещения лампами УФО, в то же время значительно уменьшает утомление глаза, не нуждается в применении вредных светосоставов и т. п.
Установки (светильники) красного света применяют обычно двух типов: щелевые и передвижные, встроенные в приборную доску или прибор.
На рис. 107, а изображена схема одного из светильников для подсвета приборной доски. Устройство его следующее. На приборную панель накладывается слой 3 из плексигласа (светопровод) с вырезами для приборов и ручек элементов управления. Сверху этот слой закрыт металлическим листом 2. В эту же панель устанавливается арматура подсвета. Арматура подсвета состоит из
Рис. 107. Схемы светильников: а — для подсвета приборной доски; б — щелевого светильника индивидуального освещения шкал приборов |
лампы 4, красного светофильтра 6, уплотнительной прокладки 1, центрального контакта 5 и корпуса. Свет от лампочки проходит через светофильтр, светопровод и, преломляясь при выходе из торцов вырезов, попадает на шкалы приборов. Надписи гравируются на задней стороне светопровода и заливаются белой эмалью, после чего вся поверхность этой стороны покрывается черным лаком. Против надписей в листе 2 делаются вырезы.
На рис. 107, б приведена схема щелевого светильника (типа ПС-60, ПС-80), используемого для индивидуального освещения шкал приборов. Его основание 4 крепится к фланцу прибора так, что оно охватывает верхнюю часть дуги окружности прибора. На основании установлена арматура подсвета 3, имеющая лампы с красными светофильтрами. При закрытом козырьке 1 через щель между основанием и козырьком световой поток от лампы попадает на шкалу прибора. Для исключения самопроизвольного открытия козырька 1 служит защелка 2. Щелевые светильники затрудняют чтение показаний прибора в верхней части шкалы (экранирование козырьком), а также создают на стекле прибора световые блики. От этих недостатков свободны светильники, встроенные непосредственно в прибор. Шкала такого прибора изготавливается из плексигласа, служащего светопроводом. Градуировка и надписи выполняются белой эмалью, а задняя плоскость шкалы покрывается черным лаком. Арматура подсвета красным светом устанавливается так же, как показано на рис. 107, б.
Для дополнительного или кратковременного освещения отдельных участков кабин, а также для освещения рабочих мест членов экипажа применяются различного типа светильники, направление и сила света которых изменяется с помощью определенных устройств.
В качестве светильников, освещающих боковые щитки и пульты управления кабины, используются одно — и двухламповые трубчатые или софитовые светильники заливающего света.
Установки общего освещения включают обычно плафоны герметичные (ПСГ) или негерметичные (ПС, Пит. д.).
Внешняя световая сигнализация служит для обозначения положения самолетов и вертолетов в воздухе и на земле, связи между их экипажами и с землей.
К оборудованию внешней сигнализации относятся:
аэронавигационные огни (АНО) ;
огни предупреждения столкновения скоростных самолетов в воздухе;
огни обозначения габаритов;
огни сигнализации выпущенного положения шасси;
ходовые огни.
Огни внешней световой сигнализации в целях безопасности полетов должны обеспечить видимость и различимость от других источников света на заданных дальностях. Поэтому предусматриваются для них вполне определенные цветность и характеристика распределения силы света в пределах заданных углов действия.
Для АНО по международным правилам полный угол действия всех трех огней равен 360° в горизонтальной и 180° — в вертикальной плоскости (рис. 108).
Характеристика распределения силы света АНО подбирается в зависимости от скорости полета, чувствительности глаза, времени вывода самолета из опасной зоны, от состояния атмосферы. Очевидно, что максимальная сила света должна быть в направлении полета. Например, при скорости полета в 1 000 км/ч величина безопасной дальности при средних метеоусловиях равна 30 км, а потребная максимальная сила света 10000 св.
Ввиду того что у современных бортовых АНО (БАНО) сила света мала по сравнению с требуемыми величинами (в БАНО-45 сила света в направлении полета равна 33 св в БАНО-57 — 150 св), на скоростных самолетах в настоящее время устанавливаются огни предупреждения столкновения. Одним из типов такого огня является самолетный импульсный маяк (СИМ), схема которого приведена на рис. 109.
Рис. 108. Схема самолета Рис. 109. Схема самолетного в плане н углы действия импульсного маяка БАНО |
СИМ имеет две импульсные газоразрядные лампы ИФК, закрытые красными светофильтрами, блок питания и два трансформатора зажигания ламп (на рис. 109 показаны только одна лампа ИФК и один трансформатор).
Блок питания состоит из умножителя напряжения, триода Л1, конденсаторов Cl, С2, СЗ и сопротивлений.
Конденсатор СЗ заряжается до напряжения 970 в. Конденсатор С2 заряжается через сопротивления R1 и R2. При определенной величине напряжения на конденсаторе С2 лампа Л1 открывается и замыкается цепь заряженного конденсатора С/ через первичную обмотку трансформатора. Индуктируемая во вторичной обмотке трансформатора высокая э. д. с. зажигает лампу ИФК. Импульс силы света при этом достигает величины в 1 млн. св.
Маяк создает 60 импульсов света в 1 мин длительностью около 0,6 мсек. 1
В ПССО-45 синий светофильтр обеспечивает узкую направленность лучей назад под углом 45—50° от плоскости горизонта вверх.
Световая связь между самолетами и с землей может осуществляться с помощью огней АНО, ПССО, а также применением специальных кодовых огней и др.
Внутренняя световая сигнализация служит для контроля за режимами работы отдельных агрегатов и систем. К устройствам этой сигнализации относятся отдельные арматуры и световое табло с лампочками, закрытыми соответствующей цветности светофильтрами.
Посадочное и рулежное освещение осуществляется специальными посадочными и рулежными фарами. Посадочная фара включается на участке планирования при высоте полета 100—150 м. На самолете она устанавливается так, чтобы угол между линией зрения летчика и направлением полета был не более 10—15°, а между линией зрения и горизонтом — 12—13°.
Рулежная фара для предотвращения столкновения с препятствиями при рулении должна иметь углы действия: в вертикальной плоскости 22°; в горизонтальной — не менее 90°.
На современных летательных аппаратах применяются выдвижные посадочные фары (ЛФСВ-45), выдвижные посадочно-рулежные фары (ФРС-200, МПРФ-1), рулежные фары (ФР-100).
Выдвижные посадочные фары (рис. 110) обычно состоят из алюминиевого корпуса, в котором размещен выдвигающийся обтекатель с лампой-фарой, редуктора, электродвигателя и контактного устройства. Лампа-фара представляет собой стеклянную колбу с зеркальной задней стенкой, внутри которой нить накаливания.
При включении, например, фары на «Выпуск» включается электродвигатель и электромагнитная муфта торможения. Лампа — фара начинает выпускаться и при определенном угле выпуска замкнутся контакты КВ1, включающие нить накала лампы. При полном выпуске фары контакты RB2 размыкают цепь питания электродвигателя и муфты. Для уборки фары необходимо переключатель установить в положение «Уборка».
В посадочно-рулежной фаре имеется посадочная и рулежная нити накаливания. Максимальная сила света посадочной нити около 35 000 св при потребляемой мощности 600 вт, а рулежной — 15 000—25 000 св при потребляемой мощности 70—100 вт.
Посадочные лампы-фары, как правило, устанавливаются снизу фюзеляжа или крыльев, а рулежная — на стойке шасси летательного аппарата.