АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕЛОКАЛИЗОВАННОГО РАЗРУШЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Анализ опыта эксплуатации отечественных и зарубежных самолетов с газотурбинными двигателями показывает, что имеются случаи нелокализованных разрушений маршевых двигателей. Некоторые из них привели к катастрофическим последствиям. Частота нелокализованных разрушений двигателей, находящихся в настоящее время в эксплуатации, составляет 2…7 разрушений на Ю6 ч наработки.
Нормы летной годности гражданских самолетов допускают возникновение катастрофической ситуации в целом по самолету не чаще, чем I случай на I О7 ч налета, для отдельных функциональных систем допускается I случай на І О8… I О9 ч налета.
Для удовлетворения этим требованиям возможно:
• ужесточение требований к проектированию и производству двигателей, исключающих вероятность их разрушения;
• установление защиты, исключающей разлет обломков двигателя за пределы его корпуса;
• проектирование функциональных систем и конструкции планера самолета с учетом обеспечения требуемого уровня отказобезопасности при возможных повреждениях, вызванных нелокализованными разрушениями двигателя.
Все эти способы используются разработчиками самолетов и двигателей при создании современной техники.
При анализе взаимного влияния ФО и оценке их последствий должно быть рассмотрено влияние нелокализованных разрушений двигателя на работоспособность других систем.
При анализе последствий разрушения двигателей должны быть рассмотрены:
• повреждение силовых элементов конструкции планера, гермокабины и поверхности планера (заметно снижаются летно-технические характеристики);
•повреждение агрегатов других систем. Особое внимание необходимо обратить на другие двигатели, управление самолетом, двигателями, элементами противопожарной защиты самолета;
• возможность образования течей в топливной системе, особенно в баках;
• оценена опасность пожара или взрыва, опасность изменения центровки из-за быстрого вытекания топлива при повреждении бака обломками разрушенного двигателя.
Модели разрушения двигателей и требования к возможным последствиям разрушения двигателей приведены в [1], а также в циркулярах к соответствующим пунктам норм.