СОВРЕМЕННЫЕ УСТРОЙСТВА КОНТРОЛЯ БОДРСТВОВАНИЯ

В типах деятельности, для которых безопасность является кри­тическим фактором, всегда существовал заметный интерес к бди­тельности, бодрствованию и усталости. К таким занятиям относятся гражданская авиация, вождение автомобилей, грузовиков и поездов, морских и речных судов. В этих случаях короткие периоды интен­сивной активности сменяются длительными периодами монотонной работы. Забота о сохранении уровня внимания, с которым водитель выполняет работу, привела к появлению многочисленных предло­жений по устройствам мониторинга уровня бодрствования и преду­преждения водителя о снижении внимания во время работы.

Момент засыпания человека характеризуется физическими из­менениями в организме. Судить о состоянии человека можно по эн­цефалограмме мозга, электрокардиограмме, количеству морганий, тонусу мышц, электропроводности кожи.

Для проверки бодрствования водителя не все эти параметры годны (снятие в кабине энцефалограммы трудно себе представить), но по некоторым из них существуют весьма любопытные разработ­ки. Например, американской компанией ASCI изготовлен прибор, реагирующий на микронаклоны головы.

Несколько сложнее устройства, определяющие засыпание «по глазам». Известно, что у засыпающего человека изменяется частота морганий, траектория движения глаз, суживаются зрачки. Приборов, следящих за глазами водителя, достаточно много. Самые простые из них не очень удобны: крепятся к голове человека, а их сканирующее устройство располагается в районе лица. Более дорогие (например, американские ETSPC Eye Tracking System или Eye Tracking Alertness Monitor) используют отдельно стоящую камеру. Поиск глаз водите­ля камера ведёт автоматически, «забив» в память расположение то­чек наиболее резкой светотеневой границы на лице контролируемо­го человека. По такому же принципу отыскивают цель камеры, следя за тонусом мышц лица: у засыпающего человека мышцы рас­слабляются и лицо «оплывает» [43].

Впрочем, и эти системы не способны определить момент сниже­ния уровня внимания. Такого недостатка лишена Телеметрическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), разработан­ная российской компанией ЗАО «Нейроком» и внедренная на рос­сийских железных дорогах [43]. Принцип действия системы основан
на зависимости изменения электрического сопротивления кожи че­ловека от получаемой информации.

Перед поездкой машинист надевает на руку часы, в браслет ко­торых вмонтированы датчики, измеряющие электропроводность ко­жи и передающие полученные параметры в главный блок посредст­вом радиосигнала. А так как внешние раздражители практически сразу изменяют сопротивление кожи, то при контроле состояния бдительности удаётся получать в реальном времени.

«Безошибочность» прибора уникальна: вероятность обнаруже­ния засыпания не ниже 104, иными словами, «не заметить» уснувше­го человека система может один раз за 300 лет круглосуточной ра­боты.

Приборы бдительности могут быть полезны, но проблему не ре­шают, так как засыпание за рулём чаще всего имеет место при управлении транспортным средством в состоянии утомления. По­этому основными средствами предупреждения таких случаев явля­ется организация рационального режима труда и отдыха водителей. И в этом случае водителю лучше сделать кратковременный перерыв для улучшения состояния.

Принципы безопасности водителя сводятся к сохранению уровня физического, психического и эмоционального состояния в процессе транспортной деятельности. Так как только от самого водителя за­висит его собственная жизнь, жизнь его пассажиров и участников дорожного движения, не говоря уже о состоянии транспортного средства и окружающей среды. Безопасности движения и сохране­ние жизни можно добиться, выполняя:

• Ежедневный мониторинг состояния здоровья, в том числе, основанном на самоконтроле — как самом надёжном методе контро­ля своего состояния в конкретных профессиональных действиях.

Подпись: ВНИМАНИЕ! Наличие отклонений от нормы алкоголя в крови, наркотического опьянения должно стать первоочередным мероприятием в процессе осуществления транспортной деятельности водителем.
Режим труда и отдыха.

• Неукоснительно правила дорожного движения.

• Повышение своего профессионального и культурного уров­ня при движении на дорогах России.