СОВРЕМЕННЫЕ УСТРОЙСТВА КОНТРОЛЯ БОДРСТВОВАНИЯ
В типах деятельности, для которых безопасность является критическим фактором, всегда существовал заметный интерес к бдительности, бодрствованию и усталости. К таким занятиям относятся гражданская авиация, вождение автомобилей, грузовиков и поездов, морских и речных судов. В этих случаях короткие периоды интенсивной активности сменяются длительными периодами монотонной работы. Забота о сохранении уровня внимания, с которым водитель выполняет работу, привела к появлению многочисленных предложений по устройствам мониторинга уровня бодрствования и предупреждения водителя о снижении внимания во время работы.
Момент засыпания человека характеризуется физическими изменениями в организме. Судить о состоянии человека можно по энцефалограмме мозга, электрокардиограмме, количеству морганий, тонусу мышц, электропроводности кожи.
Для проверки бодрствования водителя не все эти параметры годны (снятие в кабине энцефалограммы трудно себе представить), но по некоторым из них существуют весьма любопытные разработки. Например, американской компанией ASCI изготовлен прибор, реагирующий на микронаклоны головы.
Несколько сложнее устройства, определяющие засыпание «по глазам». Известно, что у засыпающего человека изменяется частота морганий, траектория движения глаз, суживаются зрачки. Приборов, следящих за глазами водителя, достаточно много. Самые простые из них не очень удобны: крепятся к голове человека, а их сканирующее устройство располагается в районе лица. Более дорогие (например, американские ETSPC Eye Tracking System или Eye Tracking Alertness Monitor) используют отдельно стоящую камеру. Поиск глаз водителя камера ведёт автоматически, «забив» в память расположение точек наиболее резкой светотеневой границы на лице контролируемого человека. По такому же принципу отыскивают цель камеры, следя за тонусом мышц лица: у засыпающего человека мышцы расслабляются и лицо «оплывает» [43].
Впрочем, и эти системы не способны определить момент снижения уровня внимания. Такого недостатка лишена Телеметрическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), разработанная российской компанией ЗАО «Нейроком» и внедренная на российских железных дорогах [43]. Принцип действия системы основан
на зависимости изменения электрического сопротивления кожи человека от получаемой информации.
Перед поездкой машинист надевает на руку часы, в браслет которых вмонтированы датчики, измеряющие электропроводность кожи и передающие полученные параметры в главный блок посредством радиосигнала. А так как внешние раздражители практически сразу изменяют сопротивление кожи, то при контроле состояния бдительности удаётся получать в реальном времени.
«Безошибочность» прибора уникальна: вероятность обнаружения засыпания не ниже 104, иными словами, «не заметить» уснувшего человека система может один раз за 300 лет круглосуточной работы.
Приборы бдительности могут быть полезны, но проблему не решают, так как засыпание за рулём чаще всего имеет место при управлении транспортным средством в состоянии утомления. Поэтому основными средствами предупреждения таких случаев является организация рационального режима труда и отдыха водителей. И в этом случае водителю лучше сделать кратковременный перерыв для улучшения состояния.
Принципы безопасности водителя сводятся к сохранению уровня физического, психического и эмоционального состояния в процессе транспортной деятельности. Так как только от самого водителя зависит его собственная жизнь, жизнь его пассажиров и участников дорожного движения, не говоря уже о состоянии транспортного средства и окружающей среды. Безопасности движения и сохранение жизни можно добиться, выполняя:
• Ежедневный мониторинг состояния здоровья, в том числе, основанном на самоконтроле — как самом надёжном методе контроля своего состояния в конкретных профессиональных действиях.
•
Режим труда и отдыха.
• Неукоснительно правила дорожного движения.
• Повышение своего профессионального и культурного уровня при движении на дорогах России.