ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОЛКА САМОЛЕТА ПО СЕТКЕ ОБОБЩЕННЫХ. ХАРАКТЕРИСТИК ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЕТА
Воспользуемся сеткой характеристик горизонтального полета (фиг. 11.2 или 11.3) для определения потолка самолета. Если при выполнении горизонтальных площадок на каждой высоте, для которой определяются кривые указанной сетки, проходить весь диапазон скоростей полета от Кшах до Vmin, то кривые будут иметь вид, представленный на фиг. И. 17 или 11. 18.
При заданном GnP или Нр по мере понижения скорости горизонтального полета потребные обороты вначале уменьшаются, чему соответствует повышение приведенной температуры Гпр“
= дС тех ПОр, пока не будет достигнут режим полета
на минимальных потребных оборотах. На одной из кривых фиг. 11. 17 и И. 18 этот режим обозначен буквой А. При дальнейшем уменьшении скорости горизонтального полета потребные обороты начинают возрастать, а следовательно, начинает уменьшаться приведенная температура ГПР.
17*
Если при заданном GnP полет происходит при температуре наружного воздуха Гф, равной приведенной температуре в точке А, то горизонтальный полет возможен только на одном ре-
координатах Vі и —-—
V‘h
жиме, соответствующем точке А, при числе оборотов двигателя, равных Яном (ср. § 1). Горизонтальный полет на больших или меньших скоростях, чем скорость, соответствующая точке А,
невозможен, так как в этом случае потребные обороты должны быть выше номинальных (максимальных). Следовательно, точка А характеризует режим полета на теоретическом потолке для заданного приведенного веса Gnp при фактической температуре наружного возду — ^ ха Гф, равной приведенной температуре в точке А.
На фиг. 11. 17 через точки А режимов потолка для разных GnP проведена пунктирная кривая. Пользуясь этой кривой, можно построить кривую, представляющую зависимость Gnp от Гпр для режимов полета на потолке (фиг. 11. 19). При наличии такой кривой легко найти зависимость теоретического потолка самолета от его полетного веса для любых температурных условий и для любых оборотов двигателя, в частности для стандартных условий и максимальных оборотов. Для этого, задавшись высотой полета Яст и зная для этой высоты Гот и /?ст, находим по фиг. 11. 19 значение GnP, соответствующее приведенной температуре Гпр = Гст. Далее находим полетный вес
самолета G, для которого выбранная высота является высотой теоретического потолка по формуле
Рст
Ро
Проделав аналогичный расчет для ряда высот, найдем кривую, представляющую зависимость теоретического потолка самолета от его полетного веса [кривая G=f1(H) на фиг. 11.20].
По кривой фиг. 11.19 можно определить зависимость потолка самолета от его веса не только для полета при номинальных оборотах двигателя пном, но и при любых произвольных оборотах л, учитывая, что Tnp==Tff(^^ .
Для высот выше 11 км стандартная температура воздуха постоянна (ГсTheorist). Следовательно, для всех высот, расположенных в стратосфере, приведенный вес GIW для режимов потолка при п=пн<„4 постоянен; на фиг. 11.19 этот постоянный для статосферы приведенный вес обозначен через Gw. cbu. Отсюда следует, что для высот выше 11 км
С72 —= —= (0—) =Опр. стр= const,
Рст2 Рст1 Рст / стр
Рст2 _ G2
Рст G
т. е. атмосферное давление, соответствующее высоте потолка, пропорционально полетному весу самолета. Следовательно, если из испытаний известен теоретический потолок для какого-нибудь веса самолета, то по приведенной формуле легко определить потолок для другого полетного веса.
Рассмотрим теперь, насколько изменяется потолок самолета с ТРД при изменении полетного веса. Воспользовавшись формулой (11.37) и уравнениями стандартной атмосферы для стратосферы (см. гл. I, § 3), получим
Взяв логарифмические дифференциалы, получим
или, перейдя к конечным приращениям
ЪН— —6318 —;
G
следовательно, увеличение полетного веса самолета с ТРД на Г% приводит к уменьшению теоретического потолка на ~63 м.
Пользуясь пунктирной кривой фиг. 11.17, можно одновременно с кривой, представляющей зависимость Gnp от Гпр для режимов полета на потолке, построить кривую, дающую зависимость числа М от ГПр для тех же режимов. Вид этой кривой показан на фиг. 11. 19. Одновременно с определением зависимости теоретического потолка самолета от его полетного веса для номинальных оборотов двигателя при стандартных условиях целесообразно, пользуясь кривой М=/(ГПР) для режимов полета на потолке, найти соответствующие числа М, по которым легко определить и индикаторные скорости для режимов полета на потолке по формуле Vi = 44,4 j/ рСт М; соответствующие кривые, представляющие зависимость числа М и индикаторной скорости Vi для режимов полета на потолке от теоретического потолка самолета, приведены на фиг. 11.20. Отметим попутно, что при стандартной температуре в стратосфере M^const.
Режимы полета на потолке соответствуют полету на наивыгоднейшем угле атаки. Этому углу атаки соответствует значение су = У Сдго^эф в случае отсутствия волнового сопротивления (см. гл. VIII) и несколько большее значение с при наличии волнового сопротивления.