ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Техническое обслуживание силовых установок предусматривает дефектацию и устранение выявленных неисправностей, выполнение проверочных и профилактических работ. Необходимо принимать меры предосторожности против попадания посторонних предметов во входные каналы двигателей и внутрь полостей, открытых после съемки агрегатов. С этой целью при обслуживании входные каналы двигателей и реактивные сопла закрывают заглушками. Осматри­вают входные каналы реактивных двигателей в специальной одеж­де, исключающей возможность попадания посторонних предметов внутрь двигателя.

Открытые концы трубопроводов и штуцеров закрывают резь­бовыми или колпачковыми заглушками.

При дефектации двигателей особое внимание уделяют тем уз­лам и конструктивным элементам, которые наиболее часто повреж­даются в эксплуатации. При этом необходимо учитывать индивиду­альные особенности каждого типа двигателя, его конструктивное выполнение, расположение двигателя, а также условия эксплуата­ции. Дефектацию ГТД обычно начинают с осмотра входных уст­ройств, направляющих аппаратов и первых ступеней компрессора При этом особое внимание уделяют чистоте входных каналов дви-

сателей и состоянию лопаток компрессора При выявлении забоин лопаток компрессора их устраняют или заменяют двигатель

При дефектации двигателей проверяют отсутствие трещин иа корпусах двигателя, следы перегрева корпусов камер сгорания, крепления агрегатов, герметичность топливных и масляных систем силовой установки Особое ввимание при дефектации ГГД уделяют состоянию лопаток турбины как наиболее нагруженных элементов двигателя Визуально осматривают лопатки последней ступени тур бшш. Состояние лопаток последней ступени турбины во многом характеризует исправность проточной части двигателя, так как разрушение деталей, находящихся в проточной части двигателя, приводит к повреждению лопаток турбины. Наличие следов пере грева иа лопатках турбины или отложений посторонних частиц в. виде шершавого налета может быть свидетельством перегрева дви­гателя и разрушения лопаток первых ступеней турбины. Трещины иа лопатках турбины обнаруживают визуально или с помощью раз­личных перазрушающих физических методов контроля (токо­вихревых, ультразвуковых и др).

В качестве профилактических работ па газотурбинных двигате­лях производятся периодически замена масла, съемка и очистка масляных фильтров. Как указывалось выше, при эксплуатации не­которых типов ГТД может происходить отложение кокса в форсу­ночных отверстиях, через которые подводится смазка к опорам, расположенным в горячей части двигателя. Поэтому периодически проверяют их состояние путем замера подачи масла через фор­сунки.

При эксплуатации топливных систем летательных аппаратов происходит постеленное засорение филмров грубой и тонкой очист­ки топлива. В последние годы на летательных аппаратах устанавли­ваются сигнализаторы предельного перепада давления на фильт­рах тонкой очистки топлива. Замену фильтров с целью их очистки производят периодически в соответствии с регламентом техническо­го обслуживания или при срабатывании сигнализаторов предель­ного перепада давления. В связи с тем что на эксплуатируемых ле­тательных аппаратах не имеется системы непрерывного контроля перепада давления, а регулировка сигнализаторов не всегда соот­ветствует оптимальной настройке, обеспечивающей нормальный запас работы фильтров до открытия перепускного клапана, замена — фильтрующих элементов производится по наработке.

Техническое состояние фильтров определяется степенью их за­соренности и зависит от чистоты топлива, расхода, времени нара­ботки и ряда других случайных факторов Поэтому наработка не определяет однозначно состояние фильтров. Наиболее рациоиаль иым методом замены фильтрующих элементов является замена их по состоянию Состояние фильтров может оцениваться по перепаду давления или по изменению давления за фильтром (рис. 14 12)

Очистку топливных фильтров грубой очистки производят в чис­том бензине волосяными щетками. При промывке пакетов фильт­рующих элементов необходимо закрывать внутренние полости спе-

циальными приспособлениями (заглушками), предохраняющи­ми их от загрязнения.

Подпись:Очистку никелево-саржевых сетчатых фильтрующих элемен­тов тонкой очистки, загрязненных механическими примесями и смо­листыми веществами, осуществ­ляют ультразвуковым методом. Сетка саржевого плетения имеет капиллярные каналы, эффектив­ная очистка которых возможна только при наличии нормально действующих сил в этих каналах. Такие силы возникают в момент захлопывания кавитационных пу­зырьков при воздействии ультра­звуковых колебаний иа моющую жидкость. При этом в кавитаци­онных пузырьках происходит ме* стное повышение давления и температуры, что обеспечивает уда­ление загрязнений.

Для создания ультразвуковых колебаний используются специ­альные установки типа УЗГ-10. В качестве моющей жидкости ис­пользуется водный раствор, в состав которого входят тринатрий фосфат, продукт ОП-7 и натрий азотисто-кислый. После промывки фильтры просушивают при температуре 120° С.

Контроль качества очистки пакетов фильтрующих элементов осуществляют прибором контроля фильтров (ПКФ) при погруже­нии их в жидкость АМГ-10. Время заполнения внутреннего объема фильтроэлемеита должно составлять не более установленного зна­чения (порядка 5 с). Промытые пакеты фильтрующих элементов проверяют иа герметичность. Готовые к установке пакеты фильт­рующих элементов упаковывают в специальную тару и комплектно — доставляют на летательный аппарат при выполнении периодиче­ского технического обслуживания.