Условие 2: Запас высоты над препятствием 2000 футов

Подпись: JAR-OPS 1.500 Подчасть G Подпись: FAR 121.191 Подчасть I

Условие 2 касается случая отказа двигателя на этапе крейсерского полета. В случае, когда Условие 1 не соблюдено или оказывается чрезмерно ограничительным в отношении веса, следует отработать схему полета со снижением, как поясняется ниже:

Это изучение главным образом касается случая с уходом на запасный аэродром при взлете

“JAR-OPS 1.500

(c) Чистая траектория полета должна обеспечивать самолету возможность продолжать полет с высоты крейсерского режима до аэродрома возможной посадки […] с запасом вертикального расстояния не менее 2000 футов над всеми складками местности и препятствиями на маршруте в пределах [заданного коридора следования].” (Рисунок D5).

В любой точке критической зоны на маршруте всегда должна быть возможность покидания этой зоны при обеспечении в процессе снижения по чистой траектории запаса высоты над препятствиями 2000 футов. Могут использоваться следующие три схемы покидания критической зоны: Разворот на обратный курс, Отклонение от заданного маршрута или Продолжение полета.

image82

Рисунок D5: Расстояние по вертикали до препятствия (2000 футов)

(Перевод надписей внутри рисунка-сверху вниз и слева направо: Скорость «зеленой точки»; Отказ двигателя (МСТ); Траектория максимальной гарантированной крутизны; не менее 2000 футов; Предельная

высота снижения; Чистая траектория полета.)

Методология, применяемая в случае отказа двигателя на крейсерском эшелоне полета

• Обозначить критические точки на маршруте: Критическая точка — точка, в которой, если происходит отказ двигателя и ВС начинает снижаться, чистая траектория полета проходит над наиболее угрожающим препятствием с запасом высоты не менее 2000 футов. Считается, что значение веса воздушного судна в каждой критической точке является наибольшим из тех, которые можно ожидать в этой точке в наихудших метеорологических условиях. Критической точкой могут быть:

> Точка возврата (A): Точка, после которой невозможно осуществить возврат на обратный курс, иначе чистая траектория полета не обеспечит запас высоты над препятствиями 2000 футов.

> Точка продолжения (B): Точка, после которой возможно продолжение полета по маршруту, поскольку 2000-футовый запас высоты при пролете препятствий по чистой траектории будет обеспечен.

• Выделить в заданном коридоре следования все препятствия, которые должны быть преодолены в процессе снижения в крейсерском режиме, и нанести эти препятствия на график, где по горизонтальной оси дается расстояние, а по вертикальной — относительная высота.

Подпись: Рисунок D6: Точка продолжения (B) располагается перед точкой возврата (A)

Используя AFM, определить чистую траекторию возврата[10] и чистую траекторию продолжения, учитывая наихудшие условия ветра. С этой целью использовать начальный вес с запасом (например, выбрать самый большой вес ВС на входе в район с ограничительными условиями). Нанести чистые траектории полета на предыдущий график таким образом, чтобы наиболее высокие препятствия могли быть преодолены с минимальным запасом высоты 2000 футов.

• Вывод:

> Если полученная точка возврата (A) находится после точки продолжения

(B) (Рисунок D6), схема полета должна быть следующей, если только иная схема не признана более подходящей (более близко расположенный запасный аэропорт, более безопасная схема покидания критической зоны…). Если отказ двигателя происходит:

■ Перед точкой B: Возвращаться

■ После точки A: Продолжать полет

■ Между точками A и B: Либо возвращаться, либо продолжать полет

> Если полученная точка возврата (A) находится перед точкой продолжения (B) (Рисунок D7), схема полета должна быть следующей, если только иная схема не признана более подходящей. Если отказ двигателя происходит:

■ Перед точкой A: Возвращаться

■ После точки B: Продолжать полет

■ Между точками A и B: Разработать схему покидания критической зоны, обеспечивающую достаточный запас высоты над препятствиями. Если это невозможно, рассмотреть вариант с уменьшением взлетного веса. Если уменьшение веса ведет к чрезмерному ухудшению характеристик, подыскать другой маршрут.

Подпись: Рисунок D7: Точка продолжения (B) располагается после точки возврата (A) Запасный аэродром JAR-OPS 1.500 Подчасть G FAR 121.191 Подчасть I

“JAR-OPS 1.500

(a) Градиент чистой траектории полета должен быть положительным на высоте 1500 футов относительно аэродрома предполагаемой посадки после отказа двигателя.“ (Рисунок D8)

При изучении маршрута должны быть указаны разные запасные аэродромы для возможной посадки при различных вариантах ухода на них. Градиент чистой траектории полета должен иметь положительное значение на высоте не менее 1500 футов относительно аэродрома предполагаемой посадки. С этой целью может быть рассмотрен вопрос о сливе топлива при

image85

наличии соответствующей системы.

Кроме того:

“JAR-OPS 1.500

(c) (4) На аэродроме, намеченном для посадки самолета после отказа двигателя, должны быть соблюдены следующие критерии:

• Характеристики при расчетной посадочной массе соответствуют требованиям

• Метеорологические сводки или прогнозы или их любые сочетания, а также донесения о состоянии летного поля свидетельствуют, что безопасная посадка выполнима в расчетное время”

Запасные аэродромы должны быть четко указаны в рассылаемых сообщениях или полетных извещениях и соответствовать предписанным минимумам погоды по категориям захода на посадку. Если эти минимумы не соблюдены, соответствующие схемы ухода на запасный аэродром невыполнимы.