При мер выбора факторов и вывода расчетной формулы. для определения нормативов численности. кладовщиков складов горюче-смазочных материалов
Пример дается применительно к условиям работы группы аэропортов, эксплуатирующих средние и дальние магистральные самолеты.
При проектировании нормативов численности кладовщиков складов ГСМ аэропортов гражданской авиации могут быть допущены отклонения нормативной численности от скорректированной до ± !5% как для группы предприятий, выпускающих однородную. но неодинаковую продукцию. Этот предел отклонения обусловлен тем, что большинство аэропортов гражданской авиации обеспечивает выпуск многотонной авиационной техники разного назначения в различные строго регламентированные сроки. Могут 150
позникнуть значительные отклонения скорректированной фактической численности от спроектированной на средний темп работ, так как п условиях производства темп работы кладовщиков
разный.
Предварительным выбор факторов производится на основании изучения п анализа организации и содержания работ, выполняемых кладовщиками складов горюче-смазочных материалов.
Действующий уровень организации вспомогательных работ данного вида на отобранных предприятиях является рациональным, о чем свидетельствуют довольно высокие коэффициенты занятости (табл. 29), и принимается за типовой на предприятиях гражданской авиации, для которых разрабатываются нормативы.
В результате предварительного анализа выбраны следующие факторы:
— количество складов, обслуживаемых кладовщиками, е;
— физический объем топлива, отпущенного складами ГСМ,
Офю! 4
сменность работы складов ГСМ, с;
— количество самолето-вылетов с данного аэропорта т;
— количество заправок топливозаправщиков, произведенных складами за год, q.
Указанные факторы подвергнуты логическому и графоаналитическому анализу (см. табл. 28. 30, графики на рис. 11, 12, 13, 14), в результате которого выявлено, что существенное влияние на трудозатраты работ кладовщиков оказывают такие факторы:
— количество складов с;
— количество заправок q.
Сменность работы кладовщиков не учтена, так как в аэропортах выборочной совокупности кладовщики работают в четыре
смены.
Физический объем топлива, расходуемый складом, в целом не определяет трудоемкости работы кладовщиков, однако он учитывается посредством расчетного фактора — количества заправок топливозаправщиков. Количество самолето-вылетов не имеет тесной связи с трудозатратами кладовщиков (см. графики на рис. 11 п 12).
К показателям, используемым при учете работ службы ГСМ и слецавтобазы, относятся: физический объем топлива Ффи, и количество топливозаправщиков по типам пгт. Их емкость / берется из паспорта по номиналу. Количество заправок q определяется следующим образом:
1. Рассчитывается средневзвешенная емкость топливозаправщиков:
nilfl+m2f2+…+mnfrt ‘2 m, f,
/V р=————————————————— 7—. (55)
і: m,
‘-і
где Ши ш2……. шп — количество топливозаправщиков по тинам.
Л* А* •— fn — емкость топливозаправщиков по типам, л.
2. Рассчитывается количество заправок:
(56)
где г/ 0,8 г/см* — средний удельный вес топлива.
Рис. II. Зависимость численно- Рис. 12. Зависимость численности кла — ттн кладовщиков от количества довщнков, приходящихся на один самолето-вылетов склад, от количества самолето-выле
тов
Количество заправок рассчитывается но данным, сведенным в табл. 29.
Как указывалось, численность кладовщиков службы ГСМ зависит от количества складов. Количество складов, нс обслуживаемых кладовщиками, при выводе формулы не учитывается.
Анализ степени влияния выбранных факторов и определение вида зависимости производится на основании следующих предварительно построенных графиков:
1) зависимость численности кладовщиков от количества складов (рис. 13) чск=/ (с);
2) зависимость численности кладовщиков от количества заправок (рис. 14) Чек-/ (ч)-
Если судить по первому графику, то тесной зависимости между численностью и количеством складов нет. Однако это не соответствует действительности, так как при составлении данного графика нельзя было учесть количество заправок q, характеризующих объемы работ складов. Чем больше </, тем больше требуется кладовщиков при одном и том же количестве складов. Именно поэтому на первом графике (см. рис. 13) против оси чСк оказалось несколько точек, ординаты которых различны.
Рис. ІЗ. Здвнсн* |
Рис. I I. Зависимость численности кладовщиков
от количества заправок
На втором графике (см. рис. 14) наблюдается некоторый разброс точек. Он вызван влиянием неучтенных факторов.
С учетом этого строится зависимость между скорректированной численностью и количеством заправок, приходящихся на один
склад (рис. 15):—=/(? ). При этом влияние е на отклонение с с
точек от линии зависимости исключено. Зависимость, представленная на рис. 15, может быть выражена уравнением
С е
Умножив обе части этого уравнения на е, получают:
Чскс=а|б+А2</. (57)
153
Таблица 29 Исходные данные для определения количества заправок топливозаправщиков
|
В формуле (57) коэффициент при г/ равен расчетному тангенсу угла наклона линии (см. рис. 15), а коэффициент при е — орднна-
Чсн
те точки пересечения линии регрессии оси ординат————- .
с
Из графика следует, что разброс точек значительно уменьшился н имеется линейная зависимость между указанными величинами.
В табл. 30 приведена скорректированная численность и количественные выражения влияющих на нее факторов, а также отношения скорректированной численности «<01{ и количества заправок к количеству складов е, с помощью которых были построены графики при выборе факторов. В ней приняты следующие обозначения:
Расчетная формула выводится способом наименьших квадратов; при этом используются данные табл. 30.
Искомая формула имеет такой вид:
Я я і flj/l.
Для определения коэффициентов Я|, «2 необходимо по итоговым данным табл. 30 составить два нормальных уравнения:
ПиА1—аЦА=2у
ахЪА+а&А*-УуА,
где 2А, ZA2, £//, YijA — итоговые данные рядов в табл. 30;
пЩ1 — количество предприятий, данные которых включены в табл. 30.
«г 00* |
?} *2 2 |
Подставив в эти уравнения итоговые данные табл. .’30, получают:
18я, + 138,7а2~92,1;
138,7а,-Н 394,67а*1 -800,32,
откуда следует
а,=2,81; а* -0,30.
Подставив значення коэффициентов (после их округления) в исходное уравнение, получают:
=2,81 -}-0.30 -3— . е е
Умножив обе части уравнения на е, получают расчетную формулу
г/„ = 2,81е+0,30<7.
Результаты определения нормативной численности но этой формуле приведены в табл. 30. Из нее следует, что отклонения нормативной численности ‘/„ от скорректированной чсн ни по одному предприятию нс превышают допустимых (±15%). Следовательно, полученная па основе проведенных исследований формула может быть принята для определения нормативной численности кладовщиков складов ГСМ в аэропортах, обслуживающих средние и дальние магистральные самолеты.
В аэропортах, где количество смен меньше принятого в расчете (меньше четырех), приведенную выше нормативную формулу следует корректировать, используя коэффициенты сменности Ке»:
*/„« /Сем — (2,81Н-0.30<7).
При трехсменной работе /Сом= Q.75.
Следовательно,
‘/, -0.75(2.81е+0.30^.
о
При двухсменной работе А’гч = —=*0,50 и соответственно */„ = 0.50(2,81е-К>,30<7).