Сертификация организаций по ТО и РАТ

Сертификацию организаций по ТОиР AT и линейных станций ТО проводит Орган по сертификации Организаций по ТО AT, которым является Федеральное агентство ВТ порядок установленной в ФАП-145 ( Введен приказом ФАС №41 от 19.03.1999 г).

Объектами сертификации, согласно ФАП-145, являются все организации по ТОиР и их линейные станции (в том числе и за пределами РФ).

При определении возможности выполнения ТО Российских ВС зарубежными организациями по ТО (Например, в странах СНГ) они должны либо иметь сертификат РФ на ТО, либо в межправительственном соглашении данных стран должен быть пункт о признании системы сертификации ТОиР данной страны (о одобрении ее сертификатов по ТО AT).

Сертифицируются следующие сферы деятельности по ТОиР AT:

— оперативное ТО В. С отдельных типов, в том числе текущий ремонт, устранение несложных неисправностей, замену агрегатов и комплектующих изделий по ограниченному перечню;

периодическое ТО (по наработке и по календарю) ВС отдельных типов, в том числе замена авиадвигателей, текущий ремонт и лабораторные проверки на НТП и восстановление исправности комплектующих изделий и агрегатов;

— ремонтно-восстановительные работы на планере ВС, авиадвигателях и комплектующих изделий AT, эксплуатируемых без капитального ремонта (на базе комплексных программ ТОиР),

— обновление (переоборудованные) интерьера ВС,

— выполнение работ по модификации ВС и доработок по бюллетеням, и специальных ТО, замены агрегатов, продления ресурсов и т. п.)

Кроме Органа по сертификации участником процесса могут быть:

— Центр сертификации организаций по ТОиР_

— Аккредитованные региональные центры сертификации в пределах области кредитации.

При сертификации по заявленным сферам деятельности проверяется:

_ а) характеристики (показатели) Организации по ТОиР AT позволяющие подтвердить соответствие организации по ТО требованиям документов (Нормам);

______ б) полнота и качество выполнения работ по ТО конкретных ВС и (или)

комплектующих изделий AT:

в) стабильность условий производства и функционирования системы качества с проведением инспекционного контроля.

В целях оценки деятельности организаций по ТОиР кроме правил и процедур порядка сертификации разработана нормативная база основой которой являются сертификационные требования, а также ряд методических рекомендаций и пособий по созданию доказательной документации.

Доказательная документация включает в себя 2 основных внутренних документа, регламентирующих деятельность сертифицированной организации по ТОиР Это "Руководство по деятельности" (этакий внутренний НТЭРАТ Предприятия) и " Руководство по качеству ТО", описывающее процедуры контроля качества ТО в организации с целью обеспечения Б. П.

Для крупного предприятия каждый из этих документов объемом более 100 стр. и имеет от 20-и до 30-и приложений, с исчерпывающими данными о базе, технике, персонале, его квалификации и т. д.

В приложения входят должностные инструкции лиц, участвующих в ТО, инструкции по взаимодействию, детальная проработка вопросов организации ТО, перечни операций, подлежащих контролю ТО и т. д).

Дополнительно доказательная документация включает комплект таблиц специальной формы с исчерпывающими сведениями о сертифицируемом объекте (оснащение базы зданиями, сооружениями, инструментом, спецтехникой, КИП, оборудованием, литературой, персоналом с указанием квалификации и системы поддержания профессионального уровня и т. д.).

Доказательная документация проходит экспертизу в Центре сертификации ТОиР и по ней делается вывод о возможности выдачи Сертификата на запрашиваемые виды ТО.

Если представленных материалов недостаточно, то запрашиваются дополнительные сведения.

Если качество документации соответствует требованиям, и по результатам ее экспертизы сделан положительный вывод, то:

Указанием ФАВТ назначается инспекционная проверка сертифицируемой организации по ТОиР. Проверка производится силами экспертов центра Сертификации по ТОиР к ней могут привлекаться независимые эксперты — аудиторы и подготовленные работники других эксплуатационных организаций.

Основная цель проверки — по специальной методике проверить соответствие фактической организации ТО и деятельности в ‘других, связанных с ТО вопросах сертификационным требованиям и доказательной документации.

Оформление результатов производится протоколом.

При положительных результатах инспекции (и при отрицательных)

Центром сертификации по ТОиР оформляется комплексное заключение по сертификации организации по ТОиР с рекомендацией Органу сертификации выдавать (или отказать в выдаче) Сертификатов на запрашиваемые виды деятельности.

Комплексное заключение утверждается руководителем Органа Сертификации и на его основе ФАВТ выдает организации по ТОиР Сертификат соответствия деятельности.

Срок действия сертификата — 2 года.

В процессе срока действия сертификата Орган Сертификации по ТОиР обязан не реже двух раз в год проводить плановые инспекционные проверки

сертифицированных предприятий с целью определения их соответствия сертификационным требованиям (т. е. поддержания деятельности на необходимом уровне.)

По результатам проверок оформляется акт с рекомендацией Органу Сертификации считать сертификат далее действующим (до следующей проверки) или приостановить срок его действия (или изъять).

Без наличия сертификата организация по ТОиР теряет право на осуществление ТОиР По истечении срока действия сертификата Организация по ТОиР вносит необходимые изменения в доказательную документацию, и процесс сертификации повторяется каждые 2 года.

Примечание: Поскольку в оперативный РТО ВС советского производства входят работы по обеспечению стоянки, вылета и заправки ВС топливом, маслом и спецжидкостями, то для выполнения этих работ необходимо иметь сертификат на оперативное ТО данных типов ВС. Для ВС иностранного производства эти виды работ (по встрече, обеспечению и выпуску) не входят в техническое обслуживание, а считается наземным обслуживанием и сертификации не подлежат.

Т. к. в настоящее время в РФ стремятся к гармонии с документацией и системами обеспечения полётов других стран, то очевидно это несоответствие придётся устранять. Вероятно — при обновлении парка отечественных ВС, т. к. изменять всю существующую нормативную документацию на имеющиеся ВС Советского производства вряд ли имеет смысл.