Приборы для измерения мощности, крутящего момента и тяги авиационных двигателей
Величина тяги является одним из наиболее важных параметров для ТРД, а мощность NB на валу винта и мощностьЛР реактивной тяги важны для турбовинтового двигателя. Без точного знания этих параметров невозможно задавать и поддерживать оптимальные режимы работы силовых установок в полете.
ЛІощность ТВД выражается зависимостью
N = NB + NP = MKu) 4- PV, (2.11)
где Лік — крутящий момент на валу двигателя;
о — скорость вращения винта; V— скорость полета; Р—величина реактивной тяги ТВД.
Если сейчас еще нет серийных приборов для непосредственного измерения величины тяги Р реактивных двигателей, то для измерения величины мощности NB на валу ТВД применяются специальные устройства.
Из выражения (2.11) следует, что для измерения мощности Л’в необходимо измерить величину крутящего момента Мк и скорости вращения а вала. Величину Ми можно измерить следующим образом. При передаче крутящего момента от ТВД к винту неподвижные элементы передачи, например неподвижные шестерни редуктора, испытывают реактивный момент. Если опору этой шестерни на корпус редуктора выполнить через рычаг 2 (рис. 139), то с помощью гидропоршия 1 и манометра М можно измерить величину давления р в полости поршня и, следовательно, реактивную силу Р, которая действует на рычаг 2 со стороны вращающихся частей редуктора.
Величина давления р связана с величиной крутящего момента Л1,< следующим соотношением:
p — -£-kxMK, (2.12)
где Sa—площадь поршня 1; k — коэффициент пропорциональности.
Таким образом, измеряя давление р, можно определить величину Л1К крутящего момента на валу ТВД.
На рис. 140 приведена схема устройства для измерения величины мощности ТВД.
В ней потенциометр датчика ПД и потенциометр обратной связи ПОС образуют мостовую схему, которая питается напряжением тахогенератора, пропорциональным скорости вращения со вала авиадвигателя. В диагональ мостовой схемы включена обмотка управления магнитного усилителя МУ. При изменении давления р щетка потенциометра ПД смещается и на обмотке усилителя МУ появится сигнал, пропорциональный мощности NB, Этот сигнал после усиления в магнитном МУ и электронном ЭУ усилителях подается на электродвигатель ДИД-0,5, который вращает щетку потенциометра ПОС и стрелку указателя до тех пор, пока сигнал на входе МУ не станет равным нулю.
Угол отклонения стрелки указателя будет пропорционален мощности NB на валу ТВД.